23 декабря 2016 года будет ровно 2 года как Верховная Рада отменила внеблоковый статус Украины. Сотрудничество с НАТО стало одним из принципов внешней политики Украины, вспоминает юрист и общественный деятель Александр Соловьев на страницах издания “Украинский политик“.
Надо отметить, что за такое решение проголосовали 303 депутата при 226 минимально необходимых, т.е. так называемое “конституционное большинство”.
Внеблоковый же статус Украины был однозначно прописан в Законе об Основах внешней и внутренней политики. В 11 статье этого документа говорилось, что Украина является внеблоковым государством, которое проводит открытую внешнюю политику и стремится к сотрудничеству со всеми партнерами, но избегая зависимости от отдельных государств, групп или международных структур.
Проголосованный парламентом два года назад законопроект 1014-3/2014 внес именно в эту статью предложение, в котором говорится, что основным принципом внешней политики Украины становится углубление сотрудничества с Организацией Северо-Атлантического договора с целью достижения критериев, необходимых для членства в этой организации.
Целью этого законопроекта было создание, якобы, дополнительного механизма обеспечения суверенитета, защиты территориальной целостности и независимости Украины.
На следующий же день после этого решения, Генсек НАТО Ян Столтенберг назвал условие вступления Украины в Альянс. “Украинцы должны пойти на серьезные реформы, организовать борьбу с коррупцией, создать госаппарат, прежде, чем подавать заявку на вступление в НАТО”.
По его словам, сам Альянс не намерен “проявлять инициативу” в этом вопросе. В завершение Столтенберг подчеркнул, что подготовка страны к НАТО займет не меньше 6 лет.
Он также напомнил, что, согласно уставных документов НАТО Украине для вступления в Альянс необходимо однозначно решить все территориальные проблемы.
Отдельно следует отметить, что в Уставе НАТО напрямую не сказано, что страны, имеющие на своей территории военные конфликты, не могут вступить альянс. Тем не менее, государства, находящиеся в состоянии войны и заявляющие о спорных территориях, практически не имеют шансов стать членами Альянса.
Об этом прямо говорится в Статье 1, которая в переводе первоначальной редакции Договора от 1949 года звучит следующим облазом: “Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН.”
Прошло два года. Что изменилось в отношении НАТО к Украине?
Наше государство по-прежнему втянуто в изнурительный военный конфликт и по-прежнему в одиночестве пытается обеспечить свою безопасность от внешней агрессии и давления. Да, некоторая международная помощь Украине все-таки перепадает – и от правительств Канады, и от США, и от Польши, и от Литвы и даже от Израиля, но НАТО куда больше пользуется ситуацией в Украине для своих интересов, чем, собственно, помогает “своему эксклюзивному партнеру”, о чем уже давно подписаны множество рамочных договоров, в т.ч. и в рамках ОБСЕ. Центр НАТО получил уникальную возможность приобщиться к практическому изучению тактики и стратегии современных “гибридных” конфликтов на примере Украины, доступ к колоссальному объему разведывательной информации о традиционном конкуренте и потенциальном противнике в лице России, особенно, в условиях приближающегося и весьма вероятного в обозримом будущем континентального и, даже, глобального военного кризиса, о котором предупреждают многие европейские и заокеанские аналитики.
Насколько нужна Украине такая “игра в одни ворота”? При этом, реально побаиваясь “демпинга” со стороны нашей обнищавшей страны в различных отраслях военно-технического сотрудничества, как, в частности, в авиалогистике и производстве широкого спектра компонентов к летальным и нелетальным видам вооружений, страны НАТО уже устраивают различные “картельные сговоры”, дабы ограничивать казалось бы вполне взаимовыгодные отношения с Украиной, иногда даже подыгрывая в этом “гнусному Путину-агрессору”, покупая более дорогую продукцию оборонной промышленности России, не смотря на международные санкции.
Вывод один, такие важные для государства вопросы должны решаться исключительно на референдуме.
Только граждане Украины должны принимать решение: вступать Украине в НАТО или наше государство должно иметь внеблоковый статус, который в нынешних условиях сложился “де-факто”, не глядя на все попытки это изменить “де-юре” со стороны правительства Украины.
Более того, в Украине совершенно отсутствует информация о том, насколько бюрократизированы отношения в самом Северо-Атлантическом Альянсе, где США хоть и играют ведущую роль, но формально ограничены множеством громоздких процедур согласования и принятия решений, что неимоверно затрудняет оперативное взаимодействие с НАТО даже в тех европейских странах, что в силу разных причин не являются членами Альянса, как, например, Королевство Швеция, Швейцария, Австрия, Финляндия и Ирландия.
Что говорить об Украине, если пробемы взаимодействия имеют вышеназыванные страны, среди которых даже члены-основатели Евросоюза, что, имея особые отношения с НАТО, в т.ч. в аспектах коллективной безопасности, членами Альянска никогда не были, рассчитывая в вопросах обороноспособности своей страны преимущественно на себя и свои силы?
Ведь, во внеблоковом статусе Украина сама может определять глубину своего сотрудничества в оборонной сфере, без оглядки на рекомендации и корпоративные интересы 19 стран НАТО, способных в противном случае заблокировать подписание выгодного Украине соглашения, к примеру, с Китаем, Пакистаном или Индией. А для того, чтобы модернизировать свою страну и, в частности, сектора ее безопастности и обороны до уровня НАТО совсем не обязательно вступать в Альянс, тем более это физически невозможно даже в ближайшее десятилетие.