С задержкой в три недели от анонсированного ранее срока Минэкономразвития (МЭРТ) объявило результаты конкурсного отбора на должность директора аэропорта «Борисполь». Как сообщает “Украинский диссидент”, ведомство рекомендовало Мининфраструктуры назначить на этот пост Павла Рябикина, бывшего замминистра инфраструктуры и экс-замглавы КМДА, сообщила вчера пресс-служба МЭРТ. 30 ноября состоялось финальное заседание номинационного комитета, который, по данным МЭРТ, провел собеседования с отобранными ранее четырьмя претендентами и остановился на этом кандидате.
На этот раз, в отличие от всех предыдущих кадровых конкурсов (проводимых согласно постановлению Кабмина №777 с правками от 14 января 2015 года), комитет не объявлял имена кандидатов из шорт-листа. Также не была обеспечена открытость конкурса, как того требует постановление №777. В нем указано, что представители СМИ имеют право присутствовать на заседаниях комиссии на всех этапах конкурса, но ни на один из этапов СМИ допущены не были. Теперь кандидатура Рябикина должна быть представлена Министерством инфраструктуры на утверждение Кабмином.
Почему конкурс проходил закрыто? В пресс-службе Мининфраструктуре на это ответили, что кадровые конкурсы – это не их парафия, и нужно обращаться в МЭРТ. «Имена кандидатов не будут обнародованы, поскольку участники конкурса не давали согласия на публикацию их личных данных», – ответили в пресс-службе Минэкономразвития на вопрос о кандидатах из шорт-листа. Задержку с объявлением результата (конкурс был объявлен 5 сентября, имя кандидата должно было стать известным до 10 ноября) объяснили так: было принято решение о расширении Номинационного комитета, которое вступило в силу только 28 ноября.
По данным сайта Кабмина, 23 ноября правительство действительно приняло постановление о внесении изменений в постановление №777. Изменения касаются состава Номинационного комитета. Теперь вместо 10 членов (5 представителей Кабмина и 5 независимых экспертов, не имеющих права голоса) их будет 18. Добавилось 4 новых члена правительства (Владимир Кистион, Геннадий Зубко, Александр Саенко, Павел Петренко) и три новых независимых эксперта. Также введен один независимый негосударственный эксперт – специалист по подбору персонала.
:: Востребованный юрист
Что известно о Павле Рябикине? В официальной биографии указывается начало карьеры в бизнесе в сфере юриспруденции, в 2000-2005 годах он был депутатом ВР III, IV и VII созывов, членом групп и фракций «Возрождение регионов», «Демократические инициативы», «Наша Украина». В 2005-2006 годах работал заместителем министра транспорта и связи в Кабминах Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова. С июля 2014 по сентябрь 2015 проработал замглавы КМДА. Во время недолгого пребывания на посту замминистра транспорта, курируя сферу портов, успел стать фигурантом громкого скандала. Суть была в том, что он согласовал заключение договора о совместной деятельности между Херсонским морским торговым портом и австрийской компанией ABH GmbH. Контроль над ней приписывали Вадиму Новинскому. Договор оказался крайне невыгодным для порта и позже был оспорен в судах.
В ходе подготовки и проведения конкурса на рынке курсировали упорные слухи о том, что директором «Борисполя» станет именно Павел Рябикин, поскольку его кандидатура якобы лоббируется на уровне Администрации Президента. Полная закрытость процедуры отбора (на фоне проведенных ранее по той же процедуре успешных и открытых отборов глав «Укрпочты» и «Укрзализныци», аэропорта «Львов») усиленно подпитывала эти слухи. Интересно, что, по данным журналистов, кандидатура Рябикина была среди высоковероятных в ходе конкурса на должность министра инфраструктуры год назад, а лоббистом его на этот пост называли Игоря Кононенко. Однако министром инфраструктуры стал Владимир Омелян.
«Рябикин – прекрасный схемщик. Он хороший юрист, отлично знает нюансы корпоративного права, и благодаря этому своему умению оказался вхож во многие высокие кабинеты в самое разное время», – характеризует его один из знакомых с ним лично бизнесменов. Другой также сообщил, что Павел Рябикин учился вместе с Петром Порошенко, и у них дружеские, если не близкие, отношения.
Частично все это подтвердил сам Рябикин. «Я учился в университете Тараса Шевченко, там много кто учился в это время, в том числе и Порошенко, и Саакашвили. Да, мы знакомы с тех самых пор», – подтвердил он. Однако с тем, что глава государства его лоббировал, не соглашается. «Сказать, что мне помогло это знакомство? Нет, оно скорее мешало. Я активно занимался консалтинговой деятельностью – от формирования корпоративной структуры до бракоразводных процессов, клиенты были очень разные. Было не до такой дружбы», – объясняет он.
Рябикин подчеркнул, что комиссия сочла достаточным его опыт работы в сфере авиации. «Я два года возглавлял набсоветы авиакомпаний «МАУ» и «Аэросвит» как представитель государства (в этих авиакомпаниях были государственные доли. – Ред). Кроме того, в 1996-2000 годах я был членом набсовета и директором по финансовым вопросам авиакомпании «Экспресс-Авиа», – говорит он.
Также возможный будущий директор аэропорта сказал, что в случае утверждения своей кандидатуры он будет придерживаться двух главных принципов. «Во-первых, максимизировать реализацию транзитного потенциала аэропорта. Есть большой невыбранный транзитный ресурс. Во-вторых – синхронизировать развитие с планами ведущих перевозчиков. Пока выглядит так – аэропорт сам по себе, перевозчики – сами по себе», – говорит Рябикин. Это звучит вполне комплементарно с точки зрения крупнейшей по доле перевозок авиакомпании «МАУ», которая пытается активно развивать в «Борисполе» транзит и традиционно настаивает на учете ее интересов в планах его развития.
:: С чего все начиналось
У конкурса по выбору руководителя «Борисполя» долгая предыстория. Две попытки выбрать гендиректора с 2014 года, после Евромайдана, сорвались. Есть основания считать, что к обоим срывам причастны люди Игоря Коломойского. Первый раз конкурс был заблокирован в суде еще на этапе его проведения по иску бывшего менеджера компании «Аэросвит» (принадлежавшей Коломоскому) Кирилла Звонарева. Позже был объявлен новый конкурс, и год назад, в декабре 2015, номинационный комитет выбрал кандидатуру Юрия Солончука. При этом были отклонены кандидаты с опытом работы за рубежом: Пиотр Иканович (вице-президент по финансам авиакомпании «МАУ», бывший топ-менеджер польской авиакомпании LOT) и Валентин Визант, ранее работавший директором Госадминистрации гражданской авиации Молдовы.
С мая 2012-го и вплоть до аннексии Крыма в 2014 году Солончук руководил ПАО «Международный аэропорт Симферополь», которым на тот момент управляла компания с одесской пропиской «Аэропорт Хендлинг», связываемая с бизнесменами Борисом Кауфманом и Александром Грановским. В свою очередь Грановского называют другом и правой рукой нардепа Игоря Кононенко, что бизнесмен сам подтверждал в одном из интервью. Интерес группы Кауфмана-Грановского в аэропорту – хендлинговый бизнес.
Против Солончука поднялась волна в СМИ, ему вспоминали не очень удачный опыт руководства «Борисполем» в 2006-2008 годах (его тогда обвиняли в коррупции). «За» его назначение высказалась Ассоциация предприятий авиационной отрасли (туда входят авиакомпании, аффилированные с бизнесменом Родригом Мерхежем – UmAir, Bravo Airways, – занимающие незначительную долю рынка на фоне МАУ).
Конкурс, на котором был выбран Солончук, оспорил в суде Евгений Дыхне – действующий (с сентября 2014 года) гендиректор «Борисполя» с приставкой и.о. Его называют лояльным МАУ. Дыхне отозвал свой иск из суда вскоре после объявления результатов конкурса. Однако назначение Солончука так и не произошло: Владимир Омелян, который должен был представить его кандидатуру на утверждение Кабмину, попросил правительство не утверждать назначение, а провести новый конкурс. Якобы по причине того, что кандидатуру Солончука не поддержали независимые эксперты (у них нет права голоса).
Тем, кого заинтересовала личность еще одного видного менеджера времен Порошенко, рекомендуем ознакомиться со справкой на персонажа, которого еще недавно пророчили на пост министра транспорта, но позже, в соответствие с партийными квотами, отдали ведомство никакому Владимиру Омеляну, подконтрольному “Нашему фронту”. Рябикину довелось довольствоваться “Борисполем”.
Напомним, что в 2014 году Павел Борисович “обеднел” почти в два раза: за прошлый год он задекларировал 4,8 млн. грн. дохода (в 2013-м его доход составлял 9,4 млн грн). Из них лишь 150 тыс. грн. ему заплатили за работу в КГГА. Еще два миллиона гривен он получил от отчуждения имущества, а 2,5 млн. — от передачи имущества в аренду. А вот семья его стала богаче: 2,7 млн. грн. дохода в 2014 году против 1,5 млн. в 2013-м. При этом 210 тыс. грн дохода получено в качестве “подарков, призов и выигрышей”.
Жена Павла Рябикина Галина Рябикина зарегистрирована в квартире в ЖК “Ривьера риверсайд” на ул. Р.Окипной,18.