Независимость в современном мире — это, в первую очередь, независимость энергетическая. Европа посажена на газовую российскую иглу, а кто не посажен – «добирает» свое американским сжиженным газом. Именно поэтому АЭС и так называемая «зеленая энергетика» — в теории — выход из энергетического рабства для многих стран.У Украины эти АЭС есть. Целых четыре. С тринадцатью энергоблоками. И партнеры есть — дружественные американцы, компания Westinghouse, которая вот уже полтора десятка лет покоряет наш энергорынок, поставляя нам топливные элементы для АЭС. Вот только от этого топлива прямо отказались прямые партнеры США по блоку НАТО — Финляндия, Венгрия, Чехия, Словакия и Япония.
Причина в том, что компания допускала в своей работе ошибку за ошибкой и пока только чудо спасает украинские АЭС от серьезных аварий. Хотя прецеденты уже были.
При этом опытные работники атомной энергетики, пережившие Чернобыль, в первую очередь понимают, что в атомной энергетике не место самым мелким просчетам.
Но кто их слышит? Страна идет намеченным курсом. В Глазго на мировой климатической конференции президент Владимир Зеленский отметил, что Украина будет отказываться от теплоэлектростанций (ТЭС), которые работают на угле. Конечно же, такая инициатива — только в мировое благо: снижаются выбросы парниковых газов, существенного уменьшается загрязнение окружающей среды. Соответственно, спустя время украинские угольные шахты будут закрыты, а ТЭС останутся без топлива, так как при строительстве еще в советское время они были рассчитаны именно на работу на «черном золоте». Специалисты говорят, что из 33 имеющихся в Украине угольных шахт перспективными являются только шесть. Остальные живут только при помощи господдержки. У экологической золотой медали есть и другая сторона – без работы остаются примерно 70 тысяч горняков. И что делать с этим людьми — неизвестно.
При этом небогатая Украина свои шахты собирается закрывать, а вот Китай, Индия, Австралия и США — пока не спешат поставить под подобным соглашением подпись.
Особенно интересна последняя страна. США не только не закрывают свое угольное производство, но и вкладывают в переформатирование энергетики Украины силы и средства. В июле Госдеп США сообщил, что Германия выделит €200 млн на поддержку энергосектора и снятие энергозависимости Украины. Кроме того, там рассказали, что в рамках партнёрства по климату и энергетике ФРГ обязалась создать «зелёный фонд» для Украины и выделить $1 млрд для поддержки «энергетического перехода, энергоэффективности и энергетической безопасности страны».
Итак, мы имеем такие понятия как «энергобезопасность» и «энергозависимость». Запомним их.
Справедливости ради стоит отметить, что Соединенные Штаты выделяют 25 млн долларов на поддержку расширения доступа других стран к чистой ядерной энергии в рамках пакета «Ядерное будущее». Среди реципиентов в списке также Польша, Кения, Бразилия, Румыния, Индонезия и еще несколько других стран. При этом, в той же Польше, например, топят ТЭЦ углем и при этом платят за загрязнение воздуха, по постановлению Европейского суда ежедневный штраф в 500 тысяч евро. И не спешат закрыть свои шахты.
Подчеркнем – обсуждение касается не ветряков или солнечной энергии, потому что эти виды зеленой энергетики, к сожалению, не столь мощны, и в связи с ростом энергопотребления в современном мире, в том числе и в Украине, на них далеко не выедешь, а в первую очередь перехода на энергию атомных электростанций.
В частности, США хочет помочь Украине построить энергоблоки на Хмельницкой АЭС и возвести по всей стране малые модульные реакторы, а также построить завод по производству ядерного топлива на базе госпредприятия “Восточный горно-обогатительный комбинат” (ВостГОК) — единственного, где в Украине добывают урановую руду. Проект развития атомной энергетики, рассчитанный до 2035 года, оценивается в $9,6 млрд. Плюс проект добычи урановых руд и производства ядерного топлива на Украине объемом $1,2 млрд.
Итак, Украина выбрала для себя путь мирного атома. В Украине действует компания «Энергоатом», она является управляющей для четырех украинских АЭС с их 15 энергоблоками. Кроме эксплуатации АЭС “Энергоатом” отвечает также за продление ресурса действующих реакторов, закупку ядерного топлива (ЯТ) для них и обращение с отработавшим ЯТ. В общем-то стратегическое предприятие для национальной безопасности.
Именно «Энергоатом» подписал с американской корпорацией Westinghouse меморандум о строительстве пяти энергоблоков Хмельницкой АЭС. Один должен быть построен как пилотный проект, а в дальнейшем, при удачном строительстве – еще четырех таких же блока по выработанной технологии.
Вот только есть небольшой нюанс. После 1979 года, когда на одной из АЭС в США, которые обслуживала Westinghouse, компания около 30 лет не занималась разработкой и строительством новых энергоблоков. И сооружать новые энергоблоки американская компания после большого перерыва взялась в Китае. В итоге реализация проекта затянулась почти на десять лет, а стоимость стройки выросла в три-четыре раза. Достраивали же энергоблоки китайцы практически самостоятельно, так как американцы самоустранились от процесса.
Аналогичная ситуация происходит и в родной Westinghouse Америке. В 2013 году началось строительство четырех таких же блоков на двух американских АЭС. Они так и не достроены до сих пор, хотя ввод их в эксплуатацию предполагался пять лет тому.
Эксперты также утверждают, что совместная добыча урана с американской фирмой может обернуться большим риском для украинской энергетики, так как урановые элементы для АЭС изначально рассчитаны на топливо, произведенное по советским технологиям, другое же грозит сбоями в работе энергоблоков, что уже происходило на Южноукраинской АЭС несколько лет тому. АЭС взялась работать на американском топливе, несмотря на то, что еще в 1998 году финны забраковали топливо Westinghouse из-за повышенной коррозии материалов, которая приводила к утечкам радиоактивных элементов. Чуть позже чехи тоже попробовали использовать американские ТВС-W на АЭС «Темелин». В итоге — угроза выброса радиоактивных элементов в атмосферу из-за разгерметизации кассет.
Но это не послужило украинцам уроком, готовых рисковать ради политических пристрастий.
Тогда топливо Westinghouse загрузили в реактор Южноукраинской АЭС в 2012 году, то корпус американской тепловыделяющей сборки ТВС-W настолько сильно деформировался, что ТВС еле достали из активной зоны реактора.
В 2018 и 2020 году 3й энергоблок Южно-Украинской АЭС, полностью переведенный на американское топливо, дважды аварийно останавливался. По теории Westinghouse, незначительные модификации контрольных систем реактора помогут повысить мощность на 5-10%. Очевидно, американцы как раз и пытались ставить на АЭС свои технические эксперименты.
Подобные сбои, которые могут привести Украину на грань нового Чернобыля, в будущем при условии выведенных из энергооборота ТЭС также могут грозить Украине большим энергетическим кризисом, как это было 25 лет тому.
А если бы американское топливо для нас было невероятно дешевым. Так ведь все ровным счетом наоборот: по данным “Энергоатома” на 2020 год, стоимость американских элементов для работы украинских АЭС — в три раза больше, чем элементов из других стран. Но Украина в очередной раз, несмотря на экономические просчеты и риски, все равно выбирает Америку и готова ей переплачивать за идеологическое союзничество.
По свидетельству специалистов «Энергоатома», Украина покупает у Америки не только топливо, но и инженерные решения, а также дополнительное оборудование для обеспечения обращения с ядерным топливом, произведенным Westinghouse. Хорошая экономика! Но только не для Украины.
Сейчас ядерное топливо Westinghouse используется на четырех энергоблоках Запорожской и двух — Южноукраинской АЭС, а с 2021 года американским топливом заняты четыре реактора Ровенской АЭС, что, как вы понимаете, увеличивает опасность для страны — неизвестно, где «рванет».
Есть и еще один нюанс — экологический. Американцы не собираются вывозить свое отработанное топливо и оставляют Украину с ним разбираться один на один. Постройте, говорят, себе хранилище отработанных отходов. У вас вот для этих целей целый Чернобыль под боком. Мы, говорят, там вам хранилище и построим. За ваши деньги.
В этом году такое хранилище отработанных ядерных отходов (ЦХОЯТ) ввели в эксплуатацию в непосредственной близости от Чернобыльской атомной электростанции. Строительством занималась американская же компания Holtec International. Проект новый и оригинальный: ядерные отходы помещаются в контейнеры на поверхности земли на сто лет.
Памятуя Чернобыль и украинское тяп-ляп, звучит весьма устрашающе. Можно сказать, что американская компания-подрядчик проводит на украинской территории своеобразный ядерный эксперимент, так как в мире такие варианта захоронений не переработанного топлива пока не использовались, поэтому неясно, насколько этот подход безопасен.
У украинских энергетиков к предложенной министерством энергетики и господином президентом стратегии «зеленой энергетики» при поддержке недешевых американских партнеров один вопрос: почему не рассматривается альтернатива американскому топливу, почему же в такой тонкой сфере как энергобезопасность мы во всем полагаемся только на одно государство — которое и топливо поставляет, и хранилища строит, и энергоблоки? Почему не раскладываем яйца в разные корзины? И есть ли у Зеленского план «на всякий случай»? И что мы будем делать в случае обрушения старой, но надежной, оставшейся еще со времен Советского союза энергетикой Украины? Или этот план — исключительно план эвакуации?