Темный финансист в финансовой разведке

Могут ли старые связи руководителя Госфинмониторинга повлиять на его работу сейчас? Пытаясь разобраться в этом, “CRIME.in.UA” продолжает исследовать прошлое председателя финансовой разведки Украины Игоря Черкасского.

Игорь Борисович возглавил Государственную службу финансового мониторинга Украины 3 марта сего года, и с тех пор, не жалея себя, борется с отмыванием грязных денег и финансированием терроризма. Как это у него получается, обсудим позже, ведь пять месяцев – не тот срок, чтобы судить об эффективности работы человека. Тем более, мониторинг движения денег в стране – дело хлопотное, требует времени и усердия, и никак не терпит суеты.

Отметим, что Игорь Черкасский не новичок в этой сфере. Опыт управления финразведкой у него есть. С февраля 2008-го по март 2010 года он возглавлял Государственный комитет финансового мониторинга. Достижения Игоря Борисовича за время первой «ходки» в финразведку заслуживают отдельной статьи. И мы ее напишем в следующий раз. Отметим только, что ни «отжиму» Межигорья шайкой Януковича, ни разграблению отечественных банков нечистыми на руку финансистами Госфинмониторинг тогда помешать не смог. Или не захотел. Или не дали. Или всё вместе взятое.

Нынешним назначением, как и шесть лет назад, Игорь Борисович обязан людям Юлии Тимошенко. В марте этого года, клевещут, Черкасского протолкнул народный депутат Сергей Пашинский, «серый кардинал» партии «Батькивщина». В 2008-м, как утверждают политические обозреватели, возглавить финансовую разведку нашему герою помогал Александр Абдуллин, который в те времена играл в Блоке Тимошенко ту же роль, что и сейчас Пашинский в партии.

Свою политическую карьеру борца за идеалы Юлии Тимошенко Игорь Черкасский начал в 2006-м в качестве депутата Киевского облсовета. Досрочные выборы 2007 года открыли ему дорогу в большую политику – он стал депутатом Верховной Рады, откуда год спустя был делегирован партией в Госфинмониторинг.

Но первоначально сложившееся мнение, что Черкасский – чисто «тимошенковская» креатура, весьма ошибочно. До прихода к власти «оранжевых» он вполне успешно работал на режим Кучмы. И вполне не плохо на этом зарабатывал.

Простой биографический факт: с 2002 по 2003год Игорь Черкасский трудился в Администрации президента Украины – заместителем руководителя Главного управления по вопросам судебной реформы, деятельности военных формирований и правоохранительных органов. А с 2003-го по январь 2005 года он пребывает в ранге первого заместителя Главного управления делами. Занятное биографическое совпадение: начало головокружительного взлета чиновничьей карьеры Черкасского совпадает с назначением первым помощником президента Кучмы Сергея Лёвочкина. И с приходом на пост главы Администрации президента Виктора Медведчука. Впрочем, вряд ли это просто совпадение.

Автору доподлинно не известно, чем именно занимался Игорь Борисович на упомянутых должностях, так что выдумывать не будем. Однако ни для кого не секрет, что в 2002 году (после очередных парламентских выборов) в стране наступила самая мрачная эпоха «кучмизма». Усилиями Администрации президента суды и правоохранительные органы форсированными темпами превращались в ручных обезьянок власти и олигархов. А в Госуправлении делами усиленно разворовывалось государственное имущество…

Но вернемся к нашему герою. Знающие люди утверждают, что с упомянутыми выше деятелями Игорь Черкасский впервые пересекся не в начале 2000-х во властных кабинетах, а гораздо раньше. В лихие 1990-е.

* * * * *

Автор, имя которого доподлинно неизвестно (хотя мы имеем кое-какие догадки) лет пять назад написал следующее (цитируем с некоторыми сокращениями и прочими правками): Черкасского позвали соучредителем в только что созданную страховую компанию «Кредо-Классик». Позвал – Юрий Ефимов, который жил по соседству, на Лютеранской. Ефимова в свою очередь пригласил в бизнес поднявшийся на комсомольских деньгах Игорь Воронов, на тот момент зять народного депутата Валерия Черепа, занимавшего в советское годы высокие посты в строительной отрасли, а во времена фаворитизма СДПУ (о) – главы Госкомитета Украины по вопросам строительства, архитектуры и жилищной политики. Воронов подтянул и остальных друзей – Евгения Шаломеева и Владимира Симончука.

Вообще-то идеологом создания «Кредо-Класик» был Александр Войтко. Без него пестрая тусовка друзей Воронова так бы и осталась «мажорами», имитирующими «деловых». Войтко научил парней работать с деньгами, после чего они благополучно выгнали его из бизнеса и распилили долю. Это – в их стиле.

Что в 90-е годы можно было страховать? Предприятия, авиаперелеты, корабельный фрахт, аварийно-опасные объекты, электростанции, ядерные реакторы и… оружие. По первым пунктам клиентов компании зятя обеспечивал тесть. А вот вторая часть бизнес, связанная с оружием, целиком лежала на Черкасском, который стал председателем совета директоров «Кредо-Классик».

Большой тайной остается до сих пор, что первой учрежденной «Кредо-Классиком» структурой была страховая компания ЗАО «Страхове товариство правоохоронних органiв i вiйськових формувань «Україна». Кроме «Кредо…», у этой фирмы по отмыванию денег от сомнительных операций с оружием (под прикрытием страхования сотрудников милиции, СБУ и военнослужащих) были три учредителя: банк «Украина» (Сацюка), адвокатская фирма «Кайрос» и «Всеукраїнський Фонд правоохоронних органiв та вiйськових формувань «Україна». Директором в этом Фонде числился отправленный в 1994 году в отставку министр внутренних дел Андрей Василишин, а учредителями (приготовьтесь хвататься от смеха за животики) – детский сад «Сказка» из Черновицкой области и… Служба безопасности Украины собственной персоной.

Вот этой страховой компанией Черкасский и внес свою лепту в расширение и разрастание «Кредо-Классик» до такого себе питательного монстра для удовлетворения амбиций олигарха Воронова.

В начале 2000 года Черкасский начинает свой собственный вектор движения, отдельный от «Кредо…». Через окружение Медведчука, он сходится с группой помощника Президента Кучмы Сергея Левочкина.

Впрочем, с Левочкиным Черкасский пересекался и раньше, когда они оба занимались отмыванием денег банды Авдышева. Как писал сайт «Багнет», Левочкин начинал в 1990-х подвале на столичной улице Большая Житомирская. Там был расположен офис некоего АКБ «Банкирский дом», в котором он числился заместителем председателя правления. Смысл работы «Банкирского дома» заключался в тривиальных конвертационных операциях: дружная команда Левочкина работала, как тогда говорили «менялами». А еще, по утверждению очевидцев и участников тех далеких событий, Левочкин и его друзья, как тогда было принято говорить «…работали от Авдышева». Люди помоложе уже просто не знают о той «заре капитализма», с привкусом блатной бандитской «романтики», когда чуть ли не каждая фирма была вотчиной определенной преступной группировки. Авдышев, на то время, был авторитетным бандитом национального масштаба, — его «братки» обкладывали данью базары и магазины, банки и адвокатские конторы, а наличные «подати» в купоно-карбованцах, а потом уже и в гривнах стекались в «Банкирский дом», где «оборачивались» в твердые доллары. Учил жизни молодых Левочкина и Черкасского некто Гарри Габович – патриарх украинского бандитского движения, влиятельный и ныне.

«Банкирский дом» и весь последующий бизнес Левочкин создал вместе с группой однокурсников: Иван Фурсин, Сергей Святко, Вячеслав Авраменко, Ростислав Шиллер. Фурсин известен, как соучредитель «РосУкрЭнерго» вместе с Фирташем. Святко «тырил» государственные деньги в Государственном ипотечном учреждении. А Шиллер обворовывал «Ощадный банк», переводя его деньги в карманный оборонный банк «Укрспецимпексбанк».

Проект этого банка он реализовывал под бдительным патронатом СДПУ(о). Для этого в июне 2000-го, Шиллер победил на довыборах в парламент и вошел в депутатскую фракцию СДПУ(о).

А еще через несколько недель возникает такое себе предприятие ОАО “МК-Инвест”, с учредителями в лице: Сергей Святко, Вячеслав Авраменко, Ростислав Шиллер, ОАО “Біржовий Інвестиційний Депозитарій”, ООО “Українська фондова группа”, ОАО “Ощад-Інвест” и… Черкасский Игорь Борисович.

Работая с СДПУ(о), Черкасский привлек к себе позитивное внимание Виктора Медведчука. «Серый кардинал» к тому времени решил установить личный контроль за оружейным бизнесом в стране. Помогал ему в этом Игорь Смешко, который тогда был под эсдэками, и возглавлял Комитет по вопросам политики военно-технического сотрудничества и экспортного контроля.

С подачи Медведчука в течение двух последних месяцев 2002 года Леонид Кучма подписывает целую серию указов и распоряжений, посвященных реформированию системы оружейной торговли. В конце октября 2002 г. родился указ, общая идея которого сводилась к передаче функций по контролю за военно-техническим сотрудничеством Украины с иностранными государствами Администрации Президента. Решением главы державы в одном из управлений Администрации был создан отдел, к сфере ответственности которого отнесли военно-техническое сотрудничество. Руководить отделом, прямо из кресла топ-менеджера «Кредо-Классик», посадили Игоря Черкасского. Глава Администрации Виктор Медведчук получил право влиять на выбор кандидатуры гендиректора госкомпании «Укрспецэкспорт».

Но Черкасский не оправдал выписанных ему авансов. По части оружейного бизнеса он оказался полным профаном. В результате Кучма довольно скоро заменил Черкасского Виктором Гвоздем.

Черкасский все больше сближается с Медведчуком по бизнесу. Например, папаша Игоря Борисовича Борис Ильич в 2004 году входит в состав учредителей ООО «Фармед» наряду с братом руководителя аппарата Медведчука Игоря Пачкива – Владимиром Пачкивым. Среди остальных учредителей была фирма «Райлон трейд лімітед», представлявшая интересы Максима Курочкина.

После оранжевой революции и бегства за границу руководителя ДУСи Игоря Бакая, Черкасский спокойно уходит обратно в бизнес, и параллельно создает с ориентиром на Медведчука «Фундацию правовых инициатив». Фундацию он регистрирует на квартире Виталия Шелудченко, с которым связан по автотранспортному бизнесу.

Ар₴ументум