Украинский бизнес в 2019 году – воровской закон превыше Конституции

Ситуация, сложившаяся с сетью АЗС в Одессе выглядит прозаично, но дьявол, как говорится, кроется в деталях. Сюжет вопиющего дела является отражением того, по какому принципу некоторые предприниматели используют связи с властями и деньги, чтобы избавить себя от законных долговых обязательств, обмануть государство и вести бизнес по старым-добрым воровским законам, где прав тот, кто сильнее.

Сейчас в Одесской области работает сеть незаконных АЗС с несертифицированным топливом, без каких-либо законных оснований на деятельность. Ситуация вопиющая, ведь ни полиция, ни прокуратура не пытаются остановить работу преступников, а ведь на кону не только деньги, но и человеческие жизни. Своим бездействием местные власти и антирейдерская комиссия оказывают молчаливое содействие злоумышленникам, полностью игнорируя конституцию Украины и свои прямые обязанности.

«Начинающие предприниматели» Афанасенко Эдуард Викторович и Мороз Михаил Алексеевич в январе 2013 года заключили кредитный договор с банком Петрокоммерц-Украина (далее Банк), который был оформлен на их частную фирму «Мустанг». Спустя год в договор была включена компания ООО «Ниагара» с дополнительными условиями кредитования в форме ипотеки для сети из восьми АЗС с приобретением оборудования и четырех земельных участков под размещение заправок. Оговоренные заправки работают в Одесской области под брендом изначальной фирмы-заемщика «Мустанг» и по сегодняшний день, но уже незаконно, даже фактический владелец заправок не может получить к ним доступ. А антирейдерская комиссия в очередной раз позиционирует себя главными рейдерами страны. Как такое возможно? Когда местные власти куплены, а с управленцами все «договорено» – нет ничего невозможного. Подробная схема описана ниже.

Банкротство, как способ заработать

Слово «банкротство» не всегда так страшно на деле, как оно звучит. Зачастую это удобный способ отмывки денег, избегания долгов и вывода средств из бизнеса вне налогового контроля. За подобными терминами зачастую скрываются мошеннические схемы и открываются возможности для получения прибыли «в темную». Так произошло и с Петрокоммерц-Украина после прихода Александра Гулея как временного администратора, а в последующем ликвидатором Банка. В ходе ликвидации банк провел несколько незаконных сделок, которые хорошо прослеживаются в ходе судебного разбирательства, но почему-то остаются безнаказанными.

В середине 2015 года Финансовая компания «Централ капитал» выкупила у Банка вышеописанные проблемные долги ЧФ Мустанг и ООО «Ниагара».

Это стандартная практика, такой перепродажей банки частично возмещают свои убытки и возвращают основную долю займа, который еще не истек к моменту ликвидации. Заемщик продолжает выплачивать кредит на прежних условиях, но уже другой организации, выкупившей кредитный договор. В данной ситуации такой компанией стала «Централ капитал», которая выплатила Банку полную стоимость кредита и взяла на себя обязательства кредитора.Должники были уведомлены об изменениях в договоре, и даже внесли соответствующие платежи на счет нового кредитора.

В марте 2016 году Банк пришел к стадии банкротства и было принято решение о его ликвидации.Но, судя по всему, в сложившейся ситуации они увидели удобную лазейку, которая позволит «почти законно» избежать долговых обязательств в будущем и мошенническая схема пришла в действие.

Ликвидатор Банка Гулей Александр Иванович выдает «фейковый» Приказ №60 о признании уступки долга компаний Афанасенко и Мороза якобы недействительной. Хочется отметить, что согласно украинскому законодательству, ликвидатор должен был подать приказ на рассмотрение в суд, с приведением доводов в пользу недействительности уступки. Но Александр Иванович посчитал, что он вправе интерпретировать законы на свое усмотрение и пошел другим путем, который, очевидно, был выгоден как Банку, так и Должникам. Ликвидатор обратился к киевскому нотариусу с незаконным Приказом и оригиналами договора ипотеки (которые были только у «Централ капитал» после заключения договора уступки и у Афансаенко и Мороза). Ипотекабыла незаконно «передана» Банку обратно, а факт наличия оригинала договора у Банка, говорит о преступном сговоре с Афансаенко и Морозом.

Судя по тому, что обе стороны действовали в сговоре, в деле имели место взятки и деловые связи. Вероятно должники получили шанс снять с себя кредитные обязательства, вместе с тем, как Банк получил шанс прокрутить в подобной схеме не одну финансовую компанию, а несколько, повторяя удобный процесс с «обнулением» договора о сделке и выставляя кредит на продажу несколько раз.

Наглость и самоуверенность – дорога к уголовному делу?

Финансовая компания «Централ капитал» не получила компенсаций и не была поставлена в известность о совершенных изменениях в договоре. Очевидно, что злоумышленники рассчитывали на то, что их действия останутся незамеченными как можно дольше, что могло существенно осложнить разбирательство в суде. Никто не ожидал, что в ходе расследования, будут выявлены все причастные лица и прослежена полная цепочка мошеннических действий. Компанией был подан соответствующий иск под №910/12294/16, который увенчался победой и признанием злосчастного Приказа №60 недействительным.

Ликвидатор Гулей получил тревожные вести из суда и по неизвестным причинам решил продолжить незаконную деятельность, лишь усугубляя свое положение в глазах закона. Судя по всему, он был уверен, что длинные руки правосудия не столь влиятельны и есть силы, которые обеспечат ему защиту и возможность продолжать работу по прежним схемам. Так он выдает новый Приказ №186, в котором вновь признает договор уступки кредита недействительным.

Таким образом, дело пытались сделать неликвидным для компании истца, в надежде на то, что финансовая компания отступится от своих претензий, не желая тратить время и деньги на судебные тяжбы. Но дело зашло слишком далеко и стало принципиальным вопросом – наглость аферистов не имела предела.

Опираясь на законы Украины, Финансовая компания довела дело до Верховного Суда Украины, где было принято знаковое решение, которое еще раз напомнило ликвидатору Гулею о том, что ему было и так давно известно, а именно то, что Приказ ликвидатора банка является «внутренним документом Банка и не порождает никаких правовых последствий ни для кого из сторон». И для подтверждения своих предположений о недействительности договора Ликвидаторы обязаны обращаться с отдельным иском в суд, что в конечном итоге ликвидатор Гулей и сделал в рамках дела №910/11470/18, но опять же по причинам изначальной незаконности проиграл.

Гулей незаконно осуществил замену ипотеки с Финансовой компании на Банк, кроме того он даже пытался продать данные кредиты, которые уже не принадлежали Банку, на Прозоро. По достоверным данным ипотека была выставлена дважды, лоты были выявлены в ходе судебного разбирательства, причем второй раз он пытался заработать на незаконной сделке уже после решения Верховного суда и указания на незаконность его действий.

По выставленным лотам было проведено расследование, в результате которого было выявлено, что Должники осуществили кредитные выплаты Банку на сумму около 3 млн.грн. Занятно, что эти деньги небыли переданы Финансовой компании, а были незаконно присвоены Гулеем, под шум судебных разбирательств. На основании этого Гулей был уволен со своей должности и на него заведено уголовное дело, для выяснения деталей должностного преступления.

А что же с заправками?

На объектах происходили не менее интересные события, которые достойно продолжают это остросюжетный «сериал». Еще в 2016 году Финансовая компания, выполнив все требования законодательства и направив все необходимые уведомления, приняла в собственность ипотечное имущество компаний Афанасенко и Мороза. В дальнейшем объекты были проданы компании «Сфера бизнеса».

Дальше начинается самое интересное – спустя 2 месяца после передачи объектов, появляются поддельные документы о продаже долей «Сфера бизнеса» некоему Олейнику Виталию Николаевичу, который полгода как освободился из мест не столь отдаленных. Примечательно, что новоявленный псевдособственник заключил договор в том же районе Одесской области, где находится несколько спорных АЗС. После того, как был подан иск о противоправных действиях, компания снова продается третьему лицу – на этот раз Тополю Андрею Григорьевичу из Одессы.

Когда стало ясно, что цепочка может продолжаться бесконечно, законный собственник был вынужден обратиться в суд, так как столкнулся с очевидными попытками «отжать имущество» по всем канонам бандитских 90х. Примитивные схемы, в которых преступники рассчитывают на то, что оппонент просто не выдержит бесконечных судов и пожелав отделаться малой кровью, уступит им имущество. Но представьте такую схему, примененную к обычному человеку, который, например, лет 10 копил на квартиру, а ее просто фиктивно переоформили на себя другие люди – звучит вопиюще, но ситуация идентична. Только речь идет не о квартире, а о целом бизнесе с миллионными инвестициями.

В рамках возбужденного уголовного дела №12016100100013384 экспертизой установлена подделка документов и наложены аресты на корпоративные права «Сфера бизнеса» и объекты недвижимости. Также в рамках дела № 916/1778/18 судом на основании подделки подписи признаны договора купли-продажи долей «Сфера бизнеса» недействительными. Все эти решения хоть и приняты судами, на практике не принесли желаемого результата, ведь мошенники в результате захватили АЗС силой, путем подкупа полиции и прокуратуры.

«Деньги на ветер» или как списываются крупные кредиты

Параллельно с рейдерским захватом «Сферы бизнеса», представители Афанасенко и Мороза обращаются в МинЮст с запросом на признание прав собственности Финансовой компании на АЗС незаконной. И опальный уже экс-зам МинЮста Павел Мороз (обратите внимание, как совпали фамилии фигурантов) выдает приказ №2954/5 об отмене права собственности на АЗС за Финансовой компанией. Понятно, что позже в рамках судебного разбирательства по делу, даже Верховный суд признал данный приказ недействительным (826/16628/16), да и опальный экс-зам министра уволен и находится под следствием. Но за это время наши одесские «предприниматели» Михаил Мороз и Эдуард Афанасенко не сидели сложа руки, а решили воспользоваться всеми возможностями одесской судебной системы.

В феврале 2017 года лично Мороз Михаил Алексеевич обращается в Илличевский городской суд, где ему за три!!! дня выносят решение о прекращении ипотек АЗС. Впоследствии, решение было оспорено и отменено апелляционным судом, а выдавшая постановление судья Илличевского городского суда была уволена за грубое нарушение законодательства Украины.

Тут и вырисовывается мотив Афанасенко и Мороза содействовать ликвидатору Гулею в его незаконном промысле. Иск был подан не на имя Финансовой компании, а на Банк, который был незаконным ипотекодержателем. Банк не особо защищался и признал действия судьи законными, тем самым снимая всякие долговые обязательства с Должника. Даже на момент рассмотрения соответствия Илличесвского судьи занимаемой должности, Банк направил письмо на адрес Рады Правосудия в поддержку судьи, доказывая якобы законность всех ее действий. Более того Гулей выдал ряд писем по другим кредитам компаний Афанасенко и Мороза, которые позволили одесситам снять ипотеки с АЗС и реализовать следующий этап афёры.

Получив незаконное решение суда (дело №501/213/17) Мороз Михаил Алексеевич в конце февраля 2017 прекращает ипотеки и продает объекты на подконтрольную компанию «Люнакс». Далее «Люнакс» передает объекты в ипотеку нерезиденту, а землю разделяет и разделённую часть продает на подконтрольную компанию «Мустанг Плюс» (собственником и директором на дату продажи были Мороз и Афанасенко). Уверенные в своей безнаказанности Афанасенко и Мороз даже не пытаются скрывать свою причастность к посредническим компаниям, мошенники продолжают работать по стандартной для таких случаев схеме. Появляется бесчисленное количество обеспечительных исков от подставных и подконтрольных лиц. Разделяется земля. Объекты передаются в ипотеку нерезидентам и сдаются за копейки (1000 грн. в месяц) подконтрольным компаниям. И всё бы хорошо складывалось, но движение страны от бандитского прошлого к европейскому будущему идёт неумолимо. Сегодня каждый понимает, что нужно бороться за свою правоту до последнего – только так можно победить коррумпированные схемы власти, где все участники тесно связаны между собой.

Как мы знаем, был принят закон «О возобновлении кредитования», который в т.ч. предусматривает право кредитора первой очереди воспользоваться свои правом ипотекодержателя, несмотря на наличие любых обременений, которые появились после ипотеки. 27.02.2019 года на основании решения апелляции по делу № 501/213/17 Финансовая компания вернула себе право ипотеки первой очереди, а с учетом вступления в силу 05.02.2019 года закона «О возобновлении кредитования», Финансовая компания реализовала свое право первой очереди, продав данные АЗС ООО «Запорожье Инвест».

Ситуация с АЗС сегодня – кривое зеркало «развития» бизнеса в Украине

После того, как новый законный собственник попытался начать проводить хозяйственную деятельность и прибыл на свои АЗС, туда сразу же начали съезжаться непонятные представители арендаторов, полиция из других районов города и одесской области и представители прокуратуры.

Фонд гарантирования и антирейдерская комиссия принимают сторону преступников

Примечательно, что когда мошенники вопреки арестам прокуратуры вели свою деятельность, полицию всё устраивало, но как только законный собственник попытался воспользоваться своим имуществом, правоохранители Одессы сразу начали разбираться, однако не долго. После того как представители Афанасенко и Мороза под покровительством полиции и прокуратуры силовыми методами захватили заправки, правоохранители самоустранились, а заправки продолжают работать на преступников. Полиция предпочитается оставаться в стороне, но почему? Согласно закону в таких случаях должно возбуждаться уголовное дело на захватчико, а все имущество подлежит описи, деятельность заправок давно должна быть приостановлена.

Также судебный реестр в очередной раз наполнился многочисленными исками в одесских судах к законным собственникам. Не будет сюрпризом, если в скором времени МинЮст в очередной раз примет к рассмотрению жалобу Афанасенко и Мороза – очевидно, что для них это обыденное дело, работать с заведомо фальшивыми документами.

Все как в Королевстве кривых зеркал, где законы работают в обратную сторону. Прокуратура, полиция и антирейдерская комиссия продолжают бездействовать, тем самым давая неоспоримую поддержку преступникам. В то время как реальный владелец имущества, который действует исключительно в рамках закона, не может получить доступ к собственности и воспользоваться своими законными правами собственности.

АЗС продолжают работать незаконно, торгуя несертефицированным продуктом, на который ранее эта же прокуратура наложила запрет. Топливо не проходит проверок на соответствие установленным требованиям, а потому может быть опасным для обычных покупателей. Но это не волнует прокуратуру, видимо до тех пор, пока дело не обернется серьезными последствиями.

Стоит отметить, что Афанасенко и Мороз, пытаясь удержать свой мошеннический бизнес, «убрали» компанию «Люнакс» из реестров, но потом увидев, что эти методы не работают доблестно восстановились в реестре. При этом в попыхах Михаил Мороз забыл, что он якобы продал ее в марте 2017 года (как раз после завершения описанных событий по продаже АЗС) подставным лицам – Татьяне Бевзюк, Антону Кульбаке и Геннадию Фроловскому, и продолжает называть себя собственником этих компаний.

Из всех этой истории напрашивается неприятный вывод – сегодня любой, располагая деньгами и достаточными связями, может создать подобие своего теневого государства внутри действующего. Там будут работать удобные ему и его бизнесу законы, при этом защищаться оно будет местной силовой властью на деньги налогоплательщиков. И совершенно не важно, что там решит Верховный суд, если на вашей стороне деньги, то на вашей стороне и закон, который, увы, продолжает продаваться. Если система и прогнила, попытки уравновесить положение новыми законопроектами все-таки дают надежду на улучшение. Как только полиция встанет на сторону закона, а не на сторону толстого кошелька, можно будет говорить о развитии свободного бизнеса в стране и даже об иностранных инвестициях в него.