Коррупционные скандалы вокруг местной таможни не утихают в Запорожье уже несколько месяцев подряд: ряд арестов высокопоставленных руководителей вскрыли годами работающие преступные схемы. Особого резонанса в обществе удалось достичь отсутствием справедливых уголовных приговоров при открытом содействии прокуратуры.
После Майдана появилась надежда на бескомпромиссную борьбу с коррупцией и публичные процессы над преступниками доведенные до справедливых приговоров. В то время казалось, что изнасилованный взяточничеством и беспределом город Запорожье уже сложно удивить масштабами дерибана. Оказалось, что удивить все-таки можно.
Поменялось что-то или кто-то? Поменялись люди и направление потоков, а старые –новые схемы – нет. Схемы, которые строились бывшим начальником запорожской таможни Афанасиади Дмитрием Николаевичем и которые на сегодняшний день «успешно» используются его учениками.
Вместо борьбы с коррупцией в Запорожье начали выстраиваться новые схемы поборов. Только теперь система выкачки денег из города строится не только на рэкете и рейдерстве, как это было принято во времена Анисима, но и на таможенных операциях.
Таможня, которая должная служить одним из главных доноров государственной казны, в Запорожье превратилась в дойную корову криминалитета и прокладку для отмывания «грязных» денег. Деньги начали делаться буквально на всем – от контрабанды в особенно крупных размерах до обдирания частных кампаний.
По-тихому система работала долго и попала в СМИ только благодаря последнему показательному эпизоду.
В конце января текущего года СБУ задержала на взятке в 1700 долларов заместителя начальника таможенного поста «Запорожье-Аэропорт» Виталия Первия, который вымогал от авиакомпании «Atlasjet Украина» передавать по 100 долларов за каждый совершенный рейс с запорожского аэропорта. Схема – железобетонная. Даже с учетом не очень уж то внушительного трафика запорожского аэропорта, мы имеем дело со стабильно работающей схемой, аккумулирующей так называемый «черный налик». Вот хотите вы слетать рейсом Запорожье-Анталия, а в цене на билет, по вине таможенников уже зашит негласный коррупционных налог. Как вам перспектива? Причем жертвой поборов оказалась «Atlasjet Украина» – компания с иностранным капиталом. Возможно, только благодаря этому таможенная афера вскрылась.
Но эксцесс Виталия Первия не закончился для него тюремным сроком. Впряглись «свои», вскрыв карты о том, в чьих интересах в Запорожье работает таможенная мафия. Вместо получения реального срока Первий отделался штрафом в 22,5 тыс. грн, что в 2 раза меньше суммы взятки! Такие чудеса уголовного расследования оказались возможны исключительно благодаря усилиям запорожской прокуратуры, которая в процессе следствия внезапно поменяла инкриминированную Первию статью на более мягкую. Ну так, совершенно случайно. Дальше – цирк. Взяточника не просто не посадили – ему вернули залог в 62 тыс. грн., больше 4000 тыс. долларов, сняли арест с автомобиля и даже передали конфискованный айфон. А вы говорите, нет правосудия в стране. У нас самая гуманная прокуратура. Правда для подельников, но это уже второй вопрос.
Казалось бы урок, даже с учетом мягкого приговора неплохой. Но скорее всего из-за мягкого приговора Запорожская таможня выводов для себя не сделала.
Спустя два месяца после инцидента с Виталием Первием на взятке «горят» сразу два руководителя Запорожской таможни – Богдан Шило и Владимир Слабышев. Товарищей взяли «на горячем» – во время получения 125 тыс. грн. от одного из предпринимателей. Взамен чиновники гарантировали бизнесмену не создавать препятствий в экспорте грузов.
Примечательно, Богдан Шило был назначен начальником Запорожской таможни по протекции внутренней безопасности ГУ ДФС Украины. Может быть поэтому, особо не скрываясь, требовал взятки с бизнесменов у себя в кабинете. Надеялся, что ВБ прикроет?
Позже выяснилось, что эти ребята организовали целую таможенную «прачечную», растамаживая контрабандные грузы, которым перекрыла дорогу Одесса. А это миллионы долларов и гигантские потери для государственного бюджета. Почему Одесса? Все просто – именно там сейчас активно идет процесс реформирования таможенной службы и борьбы с контрабандой. И оформление «одесских» грузов это часть платы за назначение на рыбное место. Отбросим лирику имени Михеила Саакашвили – будем смотреть по факту. К чему привела борьба с коррупционерами? К искоренению коррупции? Закатите губу. Потоки контрабанды просто мигрировали в другие области. Т.е. те грузы, которые вчера растамаживали на одесской таможне теперь начали оформлять на Запорожской и Мелитопольской таможне, где кстати работают люди Шило. Именно этим и занимались господа Шило, Слабыщев и Надеин Сергей Анатольевич, заместитель начальника поста Запорожье – центральное и по совместительству один из «кассиров» Шило. И, естественно, такие схемы не могут работать без чуткого руководства и «крыши» со стороны в внутренней безопасности ГУ ДФС Украины.
По информации наших источников с каждого контейнера взымалась плата в 500-700 долларов, львиная часть из которых уходила нужным людям из ВБ ДФС Украины, которые Шило лично отвозил в г. Киев. А в месяц таких «одесских» контейнеров через Запорожье проходило минимум сто. Вот и считайте – только эта часть преступной деятельности коррумированных таможенников приносила им минимум 50,000-70,000 долларов в месяц из воздуха!
Естественно при таком раскладе ребята из ВБ ГУ ДФС Украины будут отмазывать своих. После того как «приняли» Шило и Слабищева, моментально были организованы условия для их освобождения под залог. И, кто бы сомневался, буквально за ночь были найдены 2 млн грн для выхода на свободу.
2 млн грн для двух служащих, у которых официальная заработная плата не превышает 4-5 тыс. гривен. Есть и более красноречивые свидетельства роскошной жизни этих блюстителей интересов государства – шикарные виллы и машины стоимостью в сотни тысяч долларов. Как говорится, ни копейки себе. Все в семью, все в семью.
Сейчас ведется следствие, но уже понятно, что курс в очередной раз взят на «слив» расследования. Прокурорским нужны верные псы, способные сохранить эффективно работающие схемы. Поэтому саботаж уголовных дел со стороны гособвинения гарантирован.
Все, кому известны факты коррупции на Запорожской таможне могут обращаться в редакцию на правах анонимности. Это существенно упростит процесс последующих журналистских расследований по каждому известному факту.
Валентин Жезлов, “Ар₴ументум“