Украинские банки раскрыли своих собственников, «всплыли» известные фамилии

Новое законодательство и нормативы НБУ вынуждают украинские банки раскрывать своих собственников. Постановлением №315 Нацбанк обязал банки подать в НБУ данные о связанных лицах. Обновлять информацию банки обязаны теперь ежемесячно.

По данным на 26 июня, отчитались почти все. Акционеров не раскрыли только пять финучреждений. Три из них — под временной администрацией, с одним луганским банком нет связи, еще один объясняет задержку техническими причинами.

Сейчас НБУ обрабатывает отчеты 24 банков. Опубликовано — 110. Среди собственников банков оказались несколько интересных фамилий.

Так, на начало 2014 года в состав акционеров банка «Авангард» входила глава НБУ Валерия Гонтарева и ее партнеры по бизнесу ICU Константин Стеценко и Макар Пасенюк. Еще часть акций держала Галина Улютина. Гонтарева вышла из состава акционеров к своему назначению главой НБУ — в июне 2014 года. Она продала партнерам свои акции в связи с уходом в НБУ. К сентябрю исчезла и Улютина.

Недавно банк раскрыл всех своих акционеров по состоянию на 8 марта 2015 года. Среди них появился министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. Ему принадлежит 9,99% банка «Авангард», через группу ICU. Этой структуре принадлежит 100% кипрской «Vestal Holdings» (владеет 99,99% акциями банка).

В ICU говорят, что министр стал миноритарным акционером кипрской компании в день ее основания — 2 ноября 2010 года, «когда он, будучи миноритарным акционером группы ICU, еще не подозревал о том, что станет министром».

Среди партнеров Демчишина значатся Пасенюк и Стеценко, у них по 41,7%, и их коллега Александр Вальчишен (6,58%).

Сын Павла Лазаренко засветился в «Земельном банке». О том, что банк принадлежит скандальному экс-премьер-министру, СМИ писали давно. На такие мысли журналистов наводили две фамилии в акционерах этого банка – Тамара Цикова (теща Лазаренко) и его экс-охранник – Александр Мазуренко.

Недавно банк предоставил НБУ новую структуру собственности, в которой появилось имя сына Павла Лазаренко – Александра. Он по состоянию на 8 марта 2015 года прямо владел 3,56% акциями банка.

Однако по свежим данным, на 31 мая 2015 года в структуре собственности «Земельного банка» фамилия Лазаренко исчезла. Цикова и Мазуренко остались.

«Приватбанк» раскрыл всех собственников по состоянию на 2 июня 2015 года. Кроме Геннадия Боголюбова и Игоря Коломойского (по 45,3%), в собственниках значится их партнер Алексей Мартынов и топ-менеджмент банка.

Самый крупный пакет — у председателя правления «Приватбанка» Александра Дубилета – 3,03%. У его сына Дмитрия – 0,12%. У первого заместителя предправления Тимура Новикова — 1,52%. У остальных членов правления пакеты от 0,09 до 0,36%.

В октябре 2013 года банкир Вадим Пушкарев покинул должность руководителя украинской «дочки» российского «ВТБ Банка», которую занимал более шести лет. До этого он был заместителем предправления «Приватбанка», руководил банком «Финансы и Кредит».

После ухода из «ВТБ» он не стал дальше строить карьеру банковского топ-менеджера. С октября 2013 и до июня этого года о Пушкареве на банковском рынке ничего не было слышно. В прошлом месяце его фамилия появилась в списке собственников небольшого (по данным НБУ на 01.04.2015 г., банк занимал 69-е место по размеру активов) «Евробанка». Ему принадлежит 50% этого банка. Вторую половину акций держит тоже банкир и собственник «Фидобанка» Александр Адарич.

Когда именно у Пушкарева появился пакет акций этого банка, он не рассказывает. «Я перед НБУ раскрылся, а перед вами раскрываться не хочу», — ответил Пушкарев на вопрос журналистов. Но намекнул, что зашел в капитал «Евробанка» после ухода из «ВТБ».

50% пакетом акций банка он владеет через консалтинговую фирму «Маркетинговые технологии». Номинальный держатель акций — Марина Псилоу.

По данным «Евробанка», компании «Финанс аналит сервис» и «Маркетинговые технологии» держат акции банка с момента его основания в 2005 году.

Младший партнер Рината Ахметова мультимиллионер Вадим Новинский никогда не скрывал своей причастности к банку «Юнекс». Но в официальной структуре собственности его фамилии не было. По данным на начало года, 98,34% акций банка «Юнекс» принадлежало ООО «Челси», которым владеют 12 безымянных участников.

По новым данным, структура собственности выглядит гораздо страшнее. Банк раскрыл всех своих 35 акционеров. Основную часть акций держат 14 киприотов. Доля Новинского — 6,98% — выглядит очень скромно.

Новая структура собственности банка «Хрещатик» состоит из 40 акционеров. Самый крупный пакет за бизнесменом Андреем Ивановым – 37,44%. У его партнера Василия Хмельницкого всего 0,06% акций банка. Киевский горсовет владеет 24,9% пакетом, еще 21,03% принадлежит Николаю Солдатенко. Он — давний партнер Игоря Дворецкого. У самого Дворецкого 0,00014%. В списке есть еще один Дворецкий — Владимир, гражданин Швейцарии. У него 0,69%.

Если эти фамилии с банком связывали давно, то об акционере Викторе Пилипишине слышно не было. Ему принадлежит 0,01% акций банка. «Уже не помню», — ответил Пилипишин на вопрос, когда он стал миноритарным акционером банка.

У председателя правления банка «Хрещатик» Дмитрия Гриджука пакет крупнее – 0,07%. «Это покупка акций при первичном размещении, согласно корпоративной политике покупка акций топ-менеджментом банка одобряется», — ответил Гриджук на вопрос журналистов.

На сайте «Платинумбанка» есть список конечных собственников банка. В него входят Холперт Девид и Голдстайн Борис – граждане США, Гилхем Пол (Великобритания), Костис Милика (Сербия), Мусел Пол (Люксембург), Мичанович Марко (Сербия), Гуртовой Григорий (Израиль, РФ), Маджид Душан Пажич (Сербия) и топ-менеджмент.

Некоторые банки спрятали своих акционеров. Пример — «Банк инвестиций и сбережений». В 2014 году среди акционеров значились партнеры нардепа-олигарха Игоря Еремеева — Степан Ивахив, Сергей Лагур и Андрей Попов. На начало этого года остался только Попов. Его доля снизилась с 15% до 9,7%.

В списке акционеров банка «Национальный кредит» тоже стало на одного собственника меньше. Если на начало 2014 года основными владельцами банка были украинский банкир Андрей Онистрат и гражданин РФ Игорь Бобнев, которому принадлежало 16% акций, то на начало 2015 года там остался только Онистрат. Бобнев ушел? Не факт.

Владельцы «Уникомбанка» также решили перепрятаться. На начало 2014 года банком владели Марина Братова, Дмитрий Швед и Роман Филатов. Сейчас же в списке акционеров стоят 14 безымянных акционера.

Чудеса прозрачности показал Иван Фурсин (партнер Дмитрия Фирташа). В начале этого года его имя появилось в списке акционеров сразу двух банков. Бизнесмен наконец-то честно признался, что владеет «Мистобанком» (раньше в акционерах значились нерезиденты), а также акциями банка «Клиринговый дом», который приписывали Фирташу.

В «Клиринговом доме» партнером Фурсина выступает Юлия Левочкина (сестра Сергея Левочкина).

В банке «Михайловский» также решили приоткрыть занавес. Вместо 12 акционеров-физлиц, которые числились в начале 2014 года, сейчас в списке акционеров значится имя бизнесмена Виктора Полищука (владелец сети «Эльдорадо», которая покупает «Фокстрот»).

Самая странная отчетность — у банка «Аркада». Один из его основателей Владимир Поляченко умер в апреле 2012 года. Но до сих пор числится среди владельцев банка.

Список собственников украинских банков, согласно отчетам банков на сайте НБУ:

Ар₴ументум