Точка зрения о том, как следует институционально реформировать правоохранительную систему, наглядно продемонстрирована Григорием Мамкой — заслуженным юристом Украины, экс-заместителем начальника Главного следственного управления Национальной полиции Украины, который в свое время “пал жертвой” кабинетных баталий, развернутых в Одесской области Михеилом Саакашвили. В отличие от Хатии Деканоидзе Григорий Николаевич более 20 лет отдал службе в следствии органов правопорядка, около половины из которых пребывал на руководящих должностях.
Процесс нынешнего так называемого реформирования правоохранительной системы МВД Украины подвергается все большей критике в адрес власти и руководства органа со стороны общества. Количество скандалов в работе полиции – зашкаливает. Однако далеко не всегда можно услышать конструктивные предложения относительно того, а как же это реформирование должно происходить.
“Заявление руководства МВД, о том, что на данный период ведомство «Деполитизировано, Демилитаризировано, Децентрализировано и полностью лишено репрессивных функций» – не соответствует действительности ни по одному из ключевых критериев”, – утверждает Григорий Мамка.
Понятно, что все успешные полицейские системы как в странах Восточной Европы, так и Западной – включают в себя эти три основные характеристики. Равно как и настоящая комплексная реформа МВД Украины и Нацполиции должна их содержать. Однако не на словах чиновников, не на их фейсбук-страницах или в отчетах пиар-менеджеров, а именно на практике и в организационной структуре.
ДЕПОЛИТИЗАЦИЯ
Модель МВД не может отличаться от других министерств. Министр и замы – политики и коллегиально согласовывают политику, которую министерство проводит через ВР. Ключевой зам – госсекретарь. (К примеру, Министр МВД Германии никогда не возьмет в руки уголовное дело или досье сотрудника – это функции госсекретаря).
Госсекретарь – начальник штаба госслужащих, который обеспечивает гарантии кадрам, аппарату, а также сохранение институциональной структуры. Новый министр не имеет права вычищать аппарат, увольнять и отсеивать людей, исходя из личных или политических интересов. Имеет право – корректировать приоритеты ведомства, стратегию развития. В соответствии с новыми задачами и ситуацией в стране. Только тогда можно говорить о службе правоохранителей государству, а не власти. Тогда министерство перестанет быть службой безопасности какой-то партии при власти и станет разработчиком исключительно государственной политики.
ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ
Центральный аппарат МВД должен заниматься аналитической экспертной работой, законодательным обеспечением, распределением финансов, вопросами гражданства, профилактикой преступности и отвечать за управление и мониторинг криминогенной ситуации в стране. Остальные функции – упразднить, дублирующие функции с Нацполицией – ликвидировать, штат – уменьшить (опыт Чехии, Польши, которые признаны лучшими в Восточной Европе).
Все чиновники в системе МВД – гражданские лица.
Более 20 информационных баз – передать в управление структуре Национальной полиции, которые должны наполняться ее подразделениями, а Министерство должно быть пользователем.
Деятельность Нацполиции от деятельности профильного министерства должна быть полностью отделена. Полиция законодательно и финансово несет ответственность перед администрацией МВД, но функционирует самостоятельно.
Расследование преступной деятельности полицейских возложено на внутреннюю безопасность, которая подчинена непосредственно госсекретарю.
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
В нынешней модели Министерство внутренних дел – это министерство милиции, в котором управление проходит вертикально, и по факту начальник любого управления потенциально находится в Киеве. Министерство полностью контролирует назначение и деятельность представителей на местах. Ни о какой децентрализации речи не идет!
Украина выбрала евроинтеграционный путь, проводит децентрализацию, исходя из этого кардинальная децентрализация структуры Национальной полиции просто необходима. Несмотря на войну, этот шаг своевременен и необходим. Он должен быть заложен в систему уже сейчас. Однако руководство группы реформы полиции, в силу только ему известных причин, до сих пор отвергает эту норму.
Организационно Нацполиция делится на:
— центральный аппарат
— региональные подразделения
— муниципальную полицию
Структура Нацполиции, с точки зрения децентрализации, может быть представлена в таком виде:
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПОЛИЦЕЙСКИХ
Основные критерии:
— Система требует кардинального стратегического изменения. При подготовке полицейских (не только патрульных!) требуется введение принципа профессиональной дидактики. Перед будущим полицейским ставят задачи, которые ему предстоит выполнять на практике. Минимум теории.
— С полицейскими работают психологи и этики, чтобы научить профессионально и уважительно работать с людьми.
— Базовое обучение рядовых сотрудников должно длится не менее 6 месяцев.
ПРОЗРАЧНОСТЬ И КОНКУРСНОСТЬ
В основе формирования правоохранительной системы должна лежать прозрачность. На все должности в полиции офицеры должны отбираться через конкурс. Но эта норма отклонена нынешним руководством МВД. В законе закреплена половинчатая новелла: руководитель подразделения сам решает, проводить конкурс или нет. То есть, своих могу и так назначить, остальным — конкурс. Причем представительский баланс в полицейских комиссиях, которые будут проводить эти избирательные конкурсы – в пользу министра, как на уровне центрального аппарата, так и территориальных подразделений.
Коррупция при приеме новых полицейских на службу должна быть сведена к нулю благодаря сложному и многоступенчатому процессу отбора. Фамилию соискателя никто не должен знать – ему еще на первом этапе присваивается штрих-код (практика европейских полиций – государств ЕС). Это фактически исключает возможность подтасовки и приема на работу по критерию «кум, сват, брат». Соискатель должен пройти несколько этапов отбора: оценка документов, проверка на правонарушения, спортивные и психологические тесты.
Противоположностью принципа прозрачности стала как раз нынешняя ситуация с консультативным конкурсом на должность главы Нацполиции. Что такое «консультативный» конкурс – любому юристу ответить трудно. Придуман этот термин видимо для создания образа публичности процесса выбора кандидата, потому что оказывается по Закону и со слов руководства МВД – отбор на главу Нацполиции должен проходить почему-то без конкурса. Риторическим остается вопрос: когда произойдет смена министра, избранный сейчас глава Нацполиции опять будет заменен путем «консультаций»? Увы, пока вопросом без ответа остается вопрос: «когда система МВД перестанет быть системой безответственности, в которой на ключевых постах глав управлений и целой Нацполиции находятся временно исполняющие обязанность?».