Давид Сакварелидзе – первый заместитель Генпрокурора и Василий Грицак, председатель СБУ посягнули на коррупцию в Генеральной прокуратуре, “неприкасаемом” ведомстве, которое играет ключевую роль в системе правосудия в Украине. И в “крышевании” высокопоставленной мафии и коррупции также, увы, играет ключевую роль.
С моей точки зрения, есть еще несколько “впервые”:
1. Впервые задержаны действующие высокопоставленные руководители Генпрокуратуры – замглавы следственного управления Генпрокуратуры Владимир Шапакин и заместитель прокурора Киевской области Александр Корниец – БЕЗ УВЕДОМЛЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА! Потому что замгенпрокурора Davit Sakvarelidze не счел необходимым согласовывать свои законные действия со своим начальником.
2. Впервые высокопоставленного чиновника ГПУ арестовали без санкции суда – потому что совершенное преступление требовало немедленного реагирования. (Это важная мера предосторожности – в прошлом году Главная военная прокуратура возбудила дело против прокурора Киевской области – сразу после объявления подозрения прокурор сбежал и объявлен в розыск).
3. Впервые действующий руководящий работник Генпрокуратуры был задержан при получении взятки в 3 миллиона гривен, и впервые при задержании сотрудников ГПУ изъято почти 500 тысяч долларов и целая партия бриллиантов.
4. Впервые заместитель Генерального прокурора задержал на взятке с поличным прокуроров, которых назначал лично Генеральный прокурор Виктор Шокин. Таким образом впервые корпоративный сговор прокуроров и круговая порука были совершенно неожиданно разрушены.
5. Впервые президент Украины узнав, что в ведомстве его ставленника Шокина обнаружились приближенные коррупционеры, поддержал ЗАКОННОЕ решение. Впервые Петр Порошенко поддержал антикоррупционное расследование внутри своей команды, в ключевой правоохранительной структуре.
6. Впервые СБУ и Генпрокуратура действовали совместно, чтобы разоблачить коррупционеров в ГПУ. Впервые СБУ и ГПУ за полтора года после революции задержали на взятке высокопоставленных сотрудников действующей власти, играющих важнейшую роль в коррупционной схеме на высшем уровне.
7. Впервые руководители государства мгновенно и решительно поддержали действия следственной группы. Полную поддержку получили и демонстративные действия Службы безопасности, и следователей Сакварелидзе.
8. Впервые спецподразделение “Альфа” нейтрализовало охрану ГПУ и осуществило задержание высокопоставленного сотрудника ГПУ прямо на рабочем месте.
9. Впервые первый замгенпрокурора ГПУ Гузырь, узнав о задержании своего подчиненного, попытался воспрепятствовать работе следственной группы и уничтожить документы следователя. И следователь не испугался начальства и осуществил все необходимые следственные действия.
10. Впервые нашелся гражданин-заявитель – вполне обеспеченный бизнесмен, который получив требование о взятке от высокопоставленного руководителя ГПУ не стал “решать вопрос”, а обратился все равно в правоохранительные органы и сотрудничая со следствием помог взять высокопоставленных прокуроров с поличным.
Выводы:
1. Если дело банды прокуроров-взяточников дойдет до суда, то это изменит всю систему взаимоотношений в Генеральной прокуратуре. Каста “неприкасаемых” станет чувствовать опасность.
2. СБУ и ГПУ сделали первый шаг, чтобы превратиться из главных коррупционных ведомств в ведомства, выполняющие свои обязанности по борьбе с коррупцией. Изменения в руководстве СБУ и ГПУ дали очень конкретный и очевидный результат.
3. В руководстве ГПУ необходима кадровая чистка и объективное расследование. На время следствия необходимо отстранить от исполнения обязанностей первого замгенпрокурора Гузыря, который препятствовал работе следственной группы и исполнял обязанности Генпрокурора, начальника следственного управления ГПУ Юрия Грищенко, руководство прокуратуры Киевской области.
4. Парламент и президент должны решить- можно ли еще сохранять в должности Генпрокурора Шокина, подчиненные которого запятнали себя таким делом? Может быть, Украине нужен новый Генпрокурор, свободный от таких сомнительных связей. За действия своих подчиненных должны отвечать их непосредственные руководители.
5. Теперь посмотрим, дойдет ли дело до суда, смогут ли откупиться от ареста на время следствия прокуроры-взяточники, и будет ли этот случай исключением из правил или, возможно, новой позитивной тенденцией.
6. И да, если этот кейс дойдет до суда, это реальная борьба с коррупцией, и до революции это было совершенно невозможно.
Два года после Майдана, страшная война, грохочут танки и пушки, тысячи погибших, миллион беженцев, страна собирает на армию по 5 гривен, на форму, на оружие, на все, пенсии старикам по 50 долларов, наши старики на демонстрации ходить не могут, а в это время замначальника Главного следственного управления Генпрокуратуры Владимир Шапакин – ключевая должность! – собирает за счет взяток пакеты бриллиантов и сотни тысяч баксов дневной выручки прямо в своем в рабочем кабинете.
ВЗЯТКА
Понимаете, вы тут шота о Родине говорите, а у чувака, которого поставили отвечать за расследования преступлений во всей стране немного другой план….
Какие еще нужны слова, чтобы показать полную недееспособность и опасность руководства системы правосудия в Украине?
Как думаете, Шапакина назначили потому что он был известен как честный профессионал, чтобы он проводил расследования?
Он так нагло себя вел, потому что никто из его непосредственных начальников ни о чем не знал и не был в курсе?
Как думаете, Шапакин все брал себе, или с кем-то делился – и по горизонтали и по вертикали?
Как думаете, если суд снова отпустит Шапакина и Корнийца под залог, останутся ли они под домашним арестом или сбегут?
Ни Виктор Шокин, который назначил Шапакина, ни Владимир Гузырь, который пытался его защищать, не могут продолжать исполнение обязанностей на период следствия. В ГПУ есть первый заместитель Давид Сакварелидзе, который курирует это расследование.
Опыт создания патрульной полиции и опыт реформ во всем мире показывает одно – старое, с копеечными зарплатами, обросшее всеми полезными “связями” и “крышами” чиновничество – это главная угроза национальной безопасности. Это главный тормоз любых реформ. И единственная настоящая реформа – это выгнать всю эту шушеру, которая с такими как Владимир Шапакин и его подельник из прокуратуры Киевской области Александр Корниец “решала вопросы”.
Кто-то еще думает, что в Кадровой комиссии по избранию специального прокурора для Национального антикоррупционного бюро надо включать 4 представителей Генпрокуратуры, как это решили народные депутаты?
Нам необходима такая реформа и такой кадровый конкурс, после которого Davit Sakvarelidze организует селфи с прокурором. Все остальное без доверия и уважения уже не работает.
Юрий Бутусов, “Цензор.НЕТ“