Мультимиллионер Олег Бахматюк потерял весь свой банковский бизнес. Больше всего от финансовых просчетов яичного магната потеряло государство. Во сколько же обошлись бюджету банки Бахматюка?
Сегодня Нацбанк передал Фонду гарантирования вкладов уже второй банк Бахматюка: «Финансовая инициатива». В ноябре прошлого года НБУ вывел с рынка VAB Банк, сейчас его ликвидируют. Банк «Финансовая инициатива» появился еще в начале 2005 года, но чего-то стоящего из него так и не вышло. «Кэптивный банк, который обслуживал компании Бахматюка и параллельно других клиентов», — так описывает «Финансовую инициативу» предправления иностранного банка.
Банкиры из «Фининициативы» с ничего не говорящими фамилиями на банковском рынке все-таки сумели за эти десять лет вытолкать банк в топ-20 банков. К своему уходу с рынка «Финансовая инициатива» доросла до 16 места по размеру активов (19,2 млрд гривен). Банк специализировался на кредитовании аграриев. Юридическим лицам он выдал кредитов на 15,6 млрд гривен. Население банк кредитовал неохотно (в VAB Банке после покупки Бахматюк тоже прикрыл розничное кредитование) – граждане заняли у него всего 2 млн гривен. Деньги украинцев интересовали банк намного больше: граждане положили на депозиты 5,2 млрд гривен, компании – 1,5 млрд гривен.
О проблемах в банке говорили давно. НБУ сегодня утром сообщил, что банк пробыл в статусе проблемного банка полгода (максимальный срок), но стабилизировать ситуацию не удалось. В самом банке придерживаются другого мнения. «В «Финансовой инициативе» продолжают настаивать: ситуация в банке стабильная», — говорится в сообщении пресс-службы. Уже неплатежеспособный банк «гарантирует выплату всех обязательств по депозитам физлиц после введения временной администрации». То есть люди получат не 68% денег (3,7 млрд грн = 68% всего депозитного портфеля), а все 100%. «Акционер и менеджмент банка планируют в конструктивном сотрудничестве с временным администратором обеспечивать выполнение всех обязательств банка, а также принимать меры по его дальнейшему оздоровлению и возвращению на рынок путем продажи стратегическому инвестору», — таким многообещающим предложением заканчивается сообщение пресс-службы «Фининициативы».
НБУ вывел с рынка уже больше 50 банков с начала 2014 года. Никто из собственников не спас свой банк.
Цена для государства: ФГВ должен выплатить 3,7 млрд гривен 59 000 клиентам банка. Фонд удовлетворит 92% вкладчика банка.
К этой сумме нужно добавить кредиты рефинансирования Нацбанка. «Общая задолженность банка «Финансовая инициатива» перед НБУ по кредитам для поддержки ликвидности составляет 7,1 млрд гривен», — отвечают в пресс-службе НБУ.
Можно ли вернуть эти деньги?
На момент введения временной администрации в «Финансовую инициативу» ее балансовые активы составляли 19,2 млрд гривен. Но это — только на бумаге. В ФГВ говорят, что оценивают активы неплатежеспособных банков в 18,3% от балансовой стоимости. Если рассматривать оптимистичный сценарий, по которому активы будут проданы не ниже оценочной стоимости (хотя в Фонде не верят в такое чудо) – тогда можно будет вернуть 3,5 млрд гривен.
Итого потери от «Финансовой инициативы»: Потери государства на данный момент: 3,7 + 7,1 = 10,8 млрд гривен.
Потери государства после возможной продажи активов: 10,8 – 3,5 = 7,3 млрд гривен.
В 2011 году еще миллиардер, но уже злостный неплательщик по банковским кредитам, Олег Бахматюк купил розничный VAB Банк. Сделка была логичной, бизнесмен постоянно искал источники финансирования своего аграрного бизнеса, а дешевый розничный банк с широкой сетью и известным брендом отлично подходит под эти цели.
Официальная версия тоже была очень похожа на правду. Бахматюк не скрывал, что хочет на базе VAB сделать агробанк и кредитовать не только свои компании.
После долгих судов с бывшим собственником банка Сергеем Максимовым пылесос включили. Вкладчиков купили на повышенную ставку, которая на несколько процентов отличалась от рыночной. Деньги приходили в банк от населения и уходили из банка предприятиям. Как и обещал Бахматюк – предприятиям аграрного сектора. Короткие деньги населения вложили в длинные кредиты бизнесу.
В начале 2014 года вкладчиков испугала политическая ситуация в стране, начался отток депозитов с банковской системы. VAB Банк этот период не смог пережить. В конце 2014 НБУ ввел в него временную администрацию. Бизнесмен вел переговоры с правительством о национализации, обещал завести инвестора, достать банк «из того света», но в марте этого года НБУ объявил о банкротстве и ликвидации банка Бахматюка.
Цена для государства: ФГВ должен выплатить вкладчикам VAB Банка 6,9 млрд гривен. «За период временной администрации и ликвидации банка деньги получили 108 000 вкладчиков на сумму 6,3 млрд гривен, что составляет 91,8% от общей гарантированной суммы», — сообщили в пресс-службе ФГВ.
Непогашенные кредиты рефинансирования, по данным НБУ, составляют 5,1 млрд гривен.
Итого потери от VAB Банка: Потери государства на данный момент: 6,9 + 5,1 = 12 млрд гривен.
Потери государства после возможной продажи активов: 12 — 4,4* = 7,6 млрд гривен.
* Балансовые активы 24 млрд гривен. Если Фонд продаст их за 18,3% стоимости – сможет выручить 4,4 млрд гривен
Итого, банковские игры Бахматюка обойдутся государству в 14,9 млрд гривен по оптимистичному и в 22,8 млрд гривен — по пессимистичному сценарию. Реальные потери могут быть больше. Hubs не выяснил, есть ли у Бахматюка долги перед госбанками и были ли в его банках счета госкомпаний.
В основном бизнесе яичного магната тоже не все в шоколаде. Выручка агрохолдинга «Авангард», который котируется на Лондонской бирже, в первом квартале упала вдвое — до $72,4 млн (1 квартал 2014 – $152,2 млн), «Авангард» получил убыток $52,2 млн (1 кв 2014 – прибыль $46,8 млн), чистый долг компании с апреля 2014 по апрель 2015 года выросли почти на $100 млн до $249,4 млн.
Банки для яичного магната не были основным бизнесом. «Авангард» всегда был «золотой фишкой» в нашей финансовой группе», — сказал Бахматюк в интервью Forbes после ухода из рынка его первого банка. Теперь у него есть отличный шанс сконцентрироваться на агробизнесе. Согласно постановлению НБУ №357, Бахматюк на три года потерял право покупать новые банки. Если, конечно, имущество не арестуют по закону об ответственности собственников банков.