Воровской общак приобрел новый актив?

Как стало известно из статьи на сайте Коммерсантъ дерибан государственных телеканалов в России вышел на новый уровень. С одной стороны Эрнст клянчит деньги из госбюджета на финансирование собственных шоу, а с другой его Первый Канал отдает солидный кусок своего пирога известной ОПГ.

Кратко изучим историю вопроса. Комерсантъ и FLB неоднократно писали ранее о преступной группе Клигмана-Шляхового, которая абсолютно беспардонно обирала не только вкладчиков различных банков, но и московских безнесменов (поиск выдает десятки ссылок). Клигман в свое время был тесно связан с Владимиром Барсуковым (кличка Кумарин) – лидером «Тамбовской» ОПГ из Питера. В прессе мелькало мнение о том, что он дал нужные следствию показания, и его взяло под свое покровительство ФСБ. Правда это или нет, но дальнейшие «художества» постоянно сходили ему с рук, а он в свою очередь «свалил» генерала Бориса Колесникова, люди которого якобы предлагали ему тоже «дружить». В пользу версии о том, что его покрывают на самом верху и, вероятно, не бесплатно, говорит тот факт, что Клигману и Шляховому удавалось выходить сухими из афер с государственными лотереями и Газпромбанком, МБРР банком, банком «Агросоюз», Арксбанк и другими, а затем и вовсе выехать за рубеж. В прессе также упорно циркулирует информация о том, что к Клигману и Шляховому есть вопросы у правоохранителей из США по делу об обходе санкций против Северной Кореи, к которым Россия формально тоже присоединилась. По данным агентства «Руспрес», банк Шляхового-Клигмана летом 2018 года попал под санкции США (SDN List). Американский Минфин объясняет, что Андрей Шляховой и Илья Клигман через «Агросоюз» провели «значительную» сделку для гражданина КНДР Хан Джан Су, который представлял крупный банк Северной Кореи. SDN-список предусматривает максимально жесткие ограничения: заморозку всего имущества, находящегося в юрисдикции США, а также запрет американским гражданам вести какие-либо дела с этим банком. Причем, корейцев банкиры-жулики тоже, похоже, кинули. Не так давно Шляховой объявил о приобретении банка в Сербии VTB Banka a.d. Beograd – дочки ВТБ (тоже банк с государственным участием). И вот, наконец, Коммерсантъ, со ссылкой на сайт Первого Канала, сообщил о том, что Шляховому на откуп отдали продажу прав на трансляцию российских каналов за рубежом.

Для многих в России не секрет, что сращивание чиновников и людей в погонах с криминалом, произошедшее в 90х, имеет место быть. Однако редко в прессу попадают истории, дающие понимание о масштабности такого явления. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что продажа дочки госбанка в последней про-российской балканской стране, которую активно тащат в НАТО, – это очень тонкий момент. И продавать ее лицу, находящемуся под международными санкциями, фигуранту уголовных дел в России – весьма нетривиальный «чекистский» прием. Кто будет работать с этим банком? Он сразу же попадет во все черные списки, и Россия лишится еще одного инструмента влияния в регионе. Возьмите, для примера, печально известный банк ABLV в Латвии – его тоже обвинили в связи с Северной Кореей. Глава Центробанка Латвии встал на его защиту и несколькими днями позже был снят с должности, а на банк наложены санкции, которые его фактически уничтожили. Кстати, этот банк обслуживал многих российских олигархов.

Возвращаясь к теме статьи. Первый Канал и его бессменный руководитель, конечно, продвигают интересы государства и правительства, как могут. Для этого им даются бюджетные деньги. И мысля государственно, они должны были бы сделать так, чтобы российские каналы вещали бы на Западе «из каждого утюга», раздавая контент бесплатно и даже приплачивая. Но в реальности они делают шаги в прямо противоположном направлении.

Представьте себе какого-нибудь британского или американского кабельного интернет-оператора, который желал бы транслировать российские каналы в пакете для репатриантов из бывшего СССР. Первый канал предлагает им обратиться к Шляховому, находящемуся под санкциями США. Ни один западный банк не одобрит платеж в пользу такой компании, которая, судя по всем признакам, вообще является офшором-однодневкой – даже сайта не имеет. Таким образом, трансляция Первого канала просто оказывается под запретом. Во всем Западном мире! Возможно – именно это и было целью всей операции? Возможно, это некая плата за проживание беглецов-финансистов за рубежом? Допускаем мы и версию о том, что Константин Эрнст просто не был в курсе ситуации – кто-то из его «замов» за долю малую подмахнул бумажку, пока тот был в отъезде. Хотя, конечно, интересно знать, чья подпись стоит под договором.

Но наиболее вероятной видится простая и понятная жадность российского криминала, который пытается паразитировать на бюджетных организациях. Вор, грабя имущество, не заботиться о том ущербе, который он наносит при этом обществу и государству. Остается только надеяться, что не только правоохранительные органы, но и руководство Первого Канала еще раз изучит свои решения и пересмотрит их. Вещание общественного российского телевидения, доносящего мнение правительства, должно быть бесплатным. И особенно за рубежом.