В последнее время в украинских СМИ все чаще можно встретить имя британского так называемого инвестора алкогольного рынка Нила Смита. Особенно интересной показалось новость издания «Капитал» о том, что этот человек подписал какие-то соглашения со львовским водочным заводом «Гетьман», чем якобы передал предприятию лицензионные права на ряд ТМ украинских водок.
О каких брендах конкретно речь – не сказано, однако следует предположить, что это связано с громким скандалом конца минувшего года вокруг ТМ «Медофф».
Тогда сразу несколько торговых сетей заявили о том, что получили письма от «Гетьмана». В них утверждалось, что львовский завод отныне будет производить водку бренда «Медофф» и отгружать ее в магазины. На такое сообщение оперативно и резко отреагировал реальный производитель алкогольного напитка – компания «Беверидж Трейдинг Компани». Там заявили, что всегда были и остаются единственными производителями «Медофф», а подобные заявления «Гетьмана» – не более, чем афера.
Афера, собственно, состоит в том, что лицензионные права на водку «Медофф» завод получил от того самого Нила Смита. Точнее, от связанной с ним оффшорной компании «Зафорпо Вентурес», собственником которой указан бизнес-партнер Смита – Джонатан Вейл. Однако, полномочий на подобные действия ни так называемые «британские инвесторы», ни их оффшорные структуры на Кипре не имели и не имеют. Этим вопросом сразу занялись правоохранители и судьи, в том числе и в международных судебных инстанциях.
Пока спор не урегулирован до конца, а следователи пытаются по крупицам разложить оффшорную аферу Нила Смита, редакция издания предметно покопалась в его прошлом.
Оказалось, что Смит позиционирует себя в Украине как «английский инвестор», заинтересованный в развитии алкогольного рынка. При этом, в открытых источниках найти данные о размерах вложенных инвестиций и реальных бизнес достижениях этого деятеля отыскать не удалось.
Напротив, в СМИ предостаточно информации о том, что Нил Смит никогда не являлся бенефициаром какого-либо из отечественных водочных предприятий. Очевидно, что какое-то время он выполнял роль франтера, представляя в СМИ и судах интересы реальных собственников различных алкогольных активов.
Также, удалось выяснить, что бизнес партнеры Нила Смита, и не исключено, что он сам имеют бизнес интересы на территории Российской федерации.
К примеру, упомянутому выше Джонатану Вейлу в Туле принадлежали доли в компаниях «ВОТЕРХАУС» (производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках) и «П.К. ВОТЕРХАУС». Также он был генеральным директором в ООО «ДСТ» (г. Москва) и владел более 37% уставного напитала в ООО «ПЕРВЫЙ КУПАЖНЫЙ ЗАВОД».
На оккупированном Крымском полуострове Нил Смит и Джонатан Вейл имеют два салона красоты «MAYA». Один в Севастополе (ул. Большая Морская,3), а второй в Симферополе (ул. Севастопольская, З0/4).
Тесная связь так называемых «инвесторов» с РФ молниеносно поставила под удар львовский «Гетьман», который некоторые СМИ уже потребовали внести в санкционный антироссийских список СНБО.
Помимо российского бизнеса, Нил Смит также успел прославиться рядом так и нереализованных «прожектов» в Крыму и Татарстане.
К примеру, в июле 2012 года он умудрился провести встречу с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым. На ней Смит пафосно обсуждал вопросы сотрудничества в сфере производства алкогольной продукции на базе предприятий ОАО «Татспиртпром» (Казанский ликероводочный завод – КЛВЗ). Но, ожидаемо, дальше слов дело не пошло.
Также, Смит намеревался инвестировать 1,5 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций в Крым. По его словам эти деньги должны были пойти на строительство морского порта и нового аэропорта, а также всей необходимой производственной и логистической инфраструктуры. Но последствия этих обещаний мало чем отличаются от истории с Татарстаном.
Материковой Украине «инвестор» тоже успел наобещать немало. К примеру, он даже намеревался возглавить отечественный «Укрспирт» с целью побороть там коррупцию и навести порядок. А еще ранее он рассказывал, как нужно проводить у нас реформу образования и банковской сферы.
Апогеем же популизма несостоявшегося бизнесмена можно считать указания для НАБУ (июль 2016). В них господин Смит требовал от антикоррупционеров расследовать обстоятельства решения КМУ о пересмотре минимальных розничных цен на водочные напитки (что, к слову, является обоснованной и регулярной практикой для борьбы с тенизаций алкогольного рынка).
Вот такие вот «инвесторы» часом залетают в Украину и пытаются здесь надувать щеки, пользуясь для этого местом своего рождения. Добавим, что по информации народного депутата Логвинского, против Смита в Украине открыто уже несколько уголовных дел о мошенничестве. Их судьбу наша редакция постарается выяснить по средствам информационных запросов.