О сотрудничестве команды Петра Порошенко со сбежавшими из страны олигархами времен Виктора Януковича уже ходят легенды. О том, как Порошенко «выставил» счет «за спокойную жизнь» экс-министру экологии и по совместительству крупнейшему добытчику газа в Украине Николаю Злочевскому и вошел в долю его компании «Бурисма» детально написал в своей книге «Петр Пятый» Александр Онищенко, еще один беглый олигарх.
Но мало кто знает, что не менее тесные и в тоже время не менее коррупционные отношения связывают команду Порошенко с еще одним беглым олигархом – кошельком «семьи» Януковича Сергеем Курченко.
Тем самым Курченко, которому в 2014 году Генпрокуратура объявила подозрение в хищении имущества государственного предприятия ОАО «Укргаздобыча» на сумму более 1 млрд гривен. А в МВД Украины тогда же заявляли о причинении фирмами Курченко ущерба компании «Нафтогаз» в размере $1,6 млрд.
После Майдана Курченко естественно из Украины сбежал и очень даже неплохо устроился в Москве. Как писал сайт Инсайдер, беглый украинский олигарх нанял охрану «больше, чем у Путина», купил роскошный особняк в подмосковной Жуковке за $35 млн, летает охотиться на Камчатку частными авиарейсами и устроил жену на главную роль в спектакле театра Олега Табакова.
Такую роскошную жизнь нужно за что-то оплачивать. Мастер разнообразных схем, Курченко нашел российских кураторов и активно строит бизнес в Крыму и Германии, а также сохраняет и даже приумножает свои активы в Украине.
Но самые большие доходы беглому олигарху приносит монопольное положение на экспортном рынке донецкого угля, которое он занял сразу после начала торговой блокады Донбасса в 2017 году, и нелегальный экспорт этого самого угля в Украину через Россию.
Итак, обо всем по порядку.
Монополия Курченко на рынке экспорта угля в Донбассе
Как известно, с марта 2017 года управление рядом украинских угольных и металлургических предприятий, которые находятся на территории самопровозглашенных ЛНР и ДНР, было передано под «временную администрацию» компании ЗАО «Внешторгсервис». В список попали предприятия Рината Ахметова и Виктора Нусенкиса: металлургический завод “Донецксталь”, Енакиевский и Макеевский металлургические заводы, “Енакиевский коксохимпром”, Ясиновский коксохимический завод, “Макеевкокс”, Харцызский трубный завод. А также ряд шахт и угольных предприятий, в том числе «Краснодонуголь», Ровенькиантрацит и Свердловантрацит и другие.
Компания «Внешторгсервис» зарегистрирована в г. Цхинвали, республика Южная Осетия, генеральным директором значится Пашков Владимир, до 2014 года работавший вице-губернатором Иркутской области. При этом единственным поставщиком угля из оккупированных отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ЛДНР) в Россию, как писал российский сайт РБК, стала принадлежащая Сергею Курченко компания “Газ-Альянс” (зарегистрирована в РФ г. Нижний Новгород). Как рассказал тогда агентству “депутат народного совета “ДНР” Владислав Бриг, компания “Внешторгсервис” взяла на себя управление угольными и металлургическими предприятиями на оккупированных территориях Донбасса, а “Газ-Альянс” отвечает за сбыт их продукции. Бриг добавил, что «это абсолютно гуманитарный неприбыльный проект».
Таким образом, Курченко получил фактически монопольный контроль над рынком экспорта угля и металла из Донбасса. При этом, Курченко даже умудрился руками своих российских кураторов устранить конкурента по экспорту. В феврале 2018 года в Москве якобы за растрату был задержан известный бизнесмен армянского происхождения Олег Мкртчян, бизнес-партнер Сергея Таруты и совладелец компании «Индустриальный союз Донбасса». Именно Мкртчян контролировал до декабря “Алчевский металлургический комбинат” и “Алчевский коксохимический завод”, на которые еще в марте 2017 года была «внешняя государственная администрация» самопровозглашенной ЛНР. Но о «потере контроля» ИСД почему-то заявил девять месяцев спустя. По данным источников, проблемы Мкртчяна связаны именно с Курченко и с его нежеланием делить прибыли от «Внешторгсервиса».
Отдавая такие преференции Курченко, российские кураторы региона видимо планировали обеспечить хотя бы минимальный уровень жизни на неподконтрольном Донбассе и снять нагрузку с бюджета РФ. Но взамен получили лишь воровство, подпольную торговлю с Украиной и тотальное обнищание жителей Донбасса.
Схемы по-новому. Как Курченко наживается на экспорте угля из Донбасса
По итогам 2017 года компания «Газ-Альянс» стала наибольшим экспортером угля, вывезенного из ЛДНР. С помощью Курченко уголь Донбасса превращается в российский, а «Газ-Альянс» поставляет его российским и зарубежным потребителям, в том числе и в Польшу, Румынию, Турцию. Например, только по одному контракту с польской компанией Dolomit-oil Sp.z o.o с сентября до конца 2018 года будет поставлено 10 тыс. тонн украинского антрацита марки АКО. По данным источников «Экономической правды», с июня 2017 года в Турции ежемесячно разгружается 5-6 судов, на борту каждого из которых находится до 20 тыс. тонн угля из Донбасса.
С марта по октябрь 2017 года Курченко удалось поставить через Российскую Федерацию в другие страны 299,5 тыс. тонн угля. Общий оборот его компаний за этот период составил порядка $300 млн., с учетом поставки руды на металлургические заводы.
А весной 2018 года в российских СМИ и вовсе появилась информация, что Министерство экономического развития России направило телеграмму РЖД Логистике, в которой сообщается о запрете вывозить уголь из ЛДНР для всех компаний, за исключением «Газ-Альянса». После такого распоряжения доходы Курченко и вовсе могут увеличиться в два раза, а другие угольные трейдеры будут полностью вытеснены с рынка и понесут убытки.
Для вывода прибыли от налогообложения компания по документам экспортирует антрацит через британские компании Supreme Business Group LP, Merkato (UK) Itd (владелец гражданин Украины Вячеслав Горожанин) и компанию из Сейшельских островов Nredos Holding inc.
С октября 2017 года «Газ-Альянс» и еще одна подконтрольная Курченко компания «Петролиум-капитал» экспортировали из России в другие страны более половины всего объема угля, вывезенного из ЛДНР. При этом на территории ЛДНР уголь продается в среднем по $24-25 долл. за тонну. В порту Ростова уголь стоит уже $60-80 за тонну. Экспортная цена ростовского антрацита находится в пределах от $100 до $160 за тонну в зависимости от фракции.
Даже по приблизительным подсчетам, угольный бизнес приносит олигарху Курченко маржу минимум в 300%. При объеме экспорта угля из ЛДНР в пределах 10 млн. тонн в год маржа составляет от $550 млн. до $950 млн.
Что касается поставок угля из ЛДНР в Украину, то на официальном уровне они конечно опровергаются. Так, в мае 2017 года министр энергетики Украины Игорь Насалик уверял, что после решения СНБО уголь с неподконтрольных территорий уже не поступает в Украину, а импорт из других стран также контролируется на предмет того, нет ли там части “блокадного угля”. По словам министра, “каждый уголь, как отпечаток пальца, имеет свою геологическую структуру и свои показатели”.
Вместе с тем, по данным Государственной фискальной службы, в январе-сентябре 2017 года года более половины импортируемого каменного угля и антрацита составлял именно российский. Этот уголь стоил Украине более миллиарда долларов. В январе-марте 2018 года Украина увеличила импорт каменного угля и антрацита на 57,6%, до 5,745 миллиона тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основным поставщиком угля остается Россия.
Украинские компании крайне неохотно подтверждают, что поставляют российский уголь. В ДТЭК Ахметова в комментарии ВВС Украина отмечали, что речь идет только о поставках с одной шахты – Шахтоуправление “Обуховское” (РФ, Ростовская область), – которая принадлежит компании. “Этот уголь поставляется на Луганскую ТЭС – единственный источник энергии в области, не имеющий другой возможности получать уголь по железной дороге, кроме как с территории РФ”, – объясняют в компании. А вот что касается поставок на другие рынки, то ДТЭК, ссылаясь на свои данные, указывает на главных импортеров: “На зарубежные рынки большинство угля с временно неконтролируемой территории Донбасса (НКТ) поставляется через российские морские порты в страны Черноморского и Средиземноморского бассейна. Основными направлениями сбыта являются Турция и Румыния”, – сообщают в компании.
Компания АрселорМиттал Кривой Рог в феврале 2018 года признавала, что вынужденно увеличила импорт угля и кокса, в том числе из России, чтобы избежать остановки производства. “Доля АрселорМиттал составляет лишь 25% от общего объема отраслевого потребления”, – говорится в сообщении.
Но эксперты сомневаются, что украинские компании покупают исключительно российский уголь. Эксперт по вопросам энергетики Сергей Дяченко уверен, поскольку до сих пор половину необходимого антрацита Украина закупает в России. «Скорее всего, через Россию в Украину уголь, вывезенный из АТО, попадает, потому что мы много импортируем из России. Это, в основном, ДТЭК и «Донбасэнерго» – туда поставляется уголь из России. Скорее всего, часть этого угля – из оккупированных территорий. Насколько я знаю, в Ростовской области у Ахметова у ДТЭК есть две шахты, через них идет уголь и, скорее всего, через них перекупается «ДНРовский» уголь. Я допускаю, что часть угля через Россию перепродается», – говорит Сергей Дьяченко.
О том, как попадает уголь из ЛДНР в Украину, приоткрыла завесу польская пресса. По данным польского издания Dziennik, которое опубликовало расследование о донбасском угле в Польше, с середины октября 2017 года РФ начала экспортные продажи угля, добытого в зоне АТО, транзитом через территорию Украины в Польшу.
По данным издания «Экономическая правда» в течение второй декады октября по этой схеме с территории Россию в Польшу было поставлено 45 вагонов с углем (больше 3 тыс т антрацита). Так, пунктом отправления груза является ж/д станция “Несветай” (г. Новошахтинск, РФ), с которой вагоны попадают на приграничную ж/д станцию “Соловей” (Белгородская обл., РФ) и въезжают на территорию Украины через станцию “Тополи” (Харьковская обл.). В дальнейшем эти же вагоны въезжали из Украины на территорию Польши через погранпереход “Изов-Хрубешов”. Эту информацию подтверждают данные РЖД. Из них видно, что вагоны с антрацитом из станции “Несветай” въезжают в Украину через погранпереход “Соловей”-“Тополи”. Конечным пунктом назначения этого груза является ж/д станция “Изов” (Польша).
По данным источников, знакомых с реальной ситуацией, в 2017 году Украина завезла 2,65 млн. тонн антрацита из России через посредников – по непрямым контрактам со Швейцарией и Великобританией – по усредненной цене $99,3 за тонну, а напрямую из России – 12,1 тыс. тонн по средней цене $165,7. А уже разница между ценой угля на территории ЛДНР и конечной ценой реализации составляет от $75 до $135. И вся эта маржа оседает именно в карманах Курченко.
А теперь давайте задумаемся, мог бы Курченко поставлять уголь в Украину и транзитом и получать такую колоссальную маржу без ведома руководства государства?
Курченко и Порошенко: остаточне прощавай?
История взаимоотношений Порошенко и Курченко начинается еще до событий 2014 года. Общеизвестно, что еще в 2013 году Курченко приобрел медиахолдинг UMH Group у Бориса Ложкина. Партнером Ложкина в Холдинге был именно Порошенко, это их совместный бизнес, о котором они публично неоднократно заявляли. О доверительных отношениях между ними говорит тот факт, что после 2014 года Порошенко назначил Бориса Ложкина главой своей администрации.
После 2014 года, несмотря на санкции против Курченко и многочисленные публичные заявления о планах закрыть холдинг, UMH Group по-прежнему работает на украинском медиа рынке и занимает достаточно лояльную позицию к Администрации Президента.
Курченко и Порошенко правда для приличия обменялись публичными пикировками. Так, издание “КП в Украине” 12 декабря 2017 года опубликовало заявление пресс-службы Курченко, в котором тот утверждает, что в 2013 году купил у Порошенко медиахолдинг UMH group за $400 млн. “По имеющейся у меня информации, этот коррупционный жиробас после продажи не уплатил никаких налогов в бюджет Украины”, – говорилось в заявлении.
“Кошелек Януковича, который скрывается вместе с ним от украинского правосудия в Москве, является сомнительным источником информации”, – заявили в администрации Порошенко.
Однако, по данным источников, знакомых с реальной ситуацией, Курченко продолжает поддерживать контакты с Порошенко через уже экс-главу администрации президента Бориса Ложкина. И получает очень даже выгодные для себя решения не только по экспорту донбасского угля, но и по другим бизнесам.
Первой ласточкой стало фактическое списание кредита Курченко в государственном «Укрэксимбанке», которое привлекала компания «Ветек Медиа Инвест» как раз под покупку холдинга UMH у Порошенко-Ложкина еще в 2013 году. Напомним вкратце эту историю.
В апреле 2015 года «Укрэксимбанк» заявил свои исковые требования по взысканию с ООО «Ветек Медиа Инвест» 216,5 млн грн и 90 тыс дол. задолженности по кредитному договору от 2013 года и настойчиво их отстаивал в судах. Но неожиданно 22 февраля 2016 года государственный банк вышел из судебного процесса, заявив, что задолженность «Ветек Медиа Инвест» перед банком по кредитному договору отсутствует, а права кредитора перешли к поручителю — ДП «Союз реализаторов Украины». Сразу же новый кредитор ходатайствует об уменьшении исковых требований до 115,8 млн грн, а также о привлечении к участию в суде правопреемника истца – ООО «Петра Ойл».
Учредителем ДП «Союз реализаторов Украины» является некий гражданин Белиза Метью Адриан Брэдли. Он же является формальным владельцем нескольких компаний, связанных с «Ветек Медиа Инвест». А единственным владельцем и директором ООО «Петра Ойл» значится Владимир Лыков, он же директор … ООО «Компания «Газ-Альянс», которая занимается торговлей углем и металлом, вывезенными из территории ЛДНР. То есть по сути Курченко выкупил свой долг по дисконту. В чей карман пошла сумма, на которую были снижены исковые требования, говорить излишне, но точно не на счета государственного банка.
Это лишь одна из схем, которые совместно провернули Курченко и Порошенко при посредничестве Бориса Ложкина. О других схемах, в том числе о том, как Курченко вместе с людьми Яценюка возродил схемы оборванного транзита, средства от которых вероятнее всего пойдут на избирательную кампанию «Народного фронта» и на поддержку праворадикальных националистов Арсена Авакова, мы дедально расскажем в следующих публикациях.
Но уже сама ситуация с UMH group ярко демонстрирует этот уровень бизнес-«дипломатии»: пока в стране продолжается война, Курченко умудряется зарабатывать и на ЛДНР, и на Украине. Вот только ни тот, ни тот бюджет от таких схем не получает ни копейки.
Как Курченко использует своих российских кураторов
Вся пикантность ситуации состоит даже не в том, что Курченко экспортирует донбасский уголь в Украину в тандеме с командой Порошенко, хотя официально Киев признает такую торговлю незаконной. А в том, что «молодое дарование» Курченко в темную использует своих российских кураторов. Дело в том, что контроль над экспортом и фактически управление конфискованными у Ахметова и других собственников предприятиями были переданы Курченко вместе с обязательствами по наполнению бюджета ЛДНР и социального обеспечения его жителей.
Однако получающий сверхприбыли на экспорте угля Курченко об этих обязательствах очень быстро забыл. Все торговые операции «Внешторгсервиса» на территории ЛДНР освобождены от налогов и таможенных сборов. То есть в бюджет самопровозглашенных республик от торговли углем и металлом не поступает ни копейки. Как и сотрудникам этих самых предприятий. Например, задолженность по зарплате в несколько месяцев возникла на предприятиях “Свердловантрацит”, “Ровенькиантрацит” и “Краснодонуголь”. 10 февраля 2018 года на протест вышли жены шахтёров в Краснодоне, Должанске и Ровеньках. А уже в марте 2018 года так называемый глава “ДНР” Александр Захарченко заявил во время пресс-конференции в Донецке, что на государственных шахтах есть задержка на один месяц по выплате зарплаты. На частных шахтах, по его словам, задержка составляет до полугода.
Взяв на себя обязательства, Курченко в итоге довел территории ЛДНР до критической ситуации с финансами. Более того, предоставленное монопольное положение на рынке экспорта угля позволяет ему диктовать шахтам цены на уголь. Покупать такой уголь по заниженным ценам, а продавать на экспорт – уже по рыночным, аккумулируя прибыль на своих подконтрольных структурах.
Но и этого ему показалось мало, и компании Курченко умышленно занижают объемы добычи угля и осуществляет вывоз неучтенного угля из территории ОРДЛО.
Давайте посчитаем. В 2016 году из Донбасса вывозилось легально около 12 млн. тонн угля. Но в 2017 году вывоз угля из ЛДНР резко сократился. Наибольший месячный объем угля, вывезенного в Россию и экспортированного из России в другие страны, составляет треть от месячного объема поставки до блокады на подконтрольные Киеву территории.
Достоверных данных об объемах добычи угля нет, однако косвенно за 2016 год в ЛНР отчитались о добыче 5 млн. тон угля, а в ДНР – о 12 млн. тонн угля. За 2017 год косвенные заявления чиновников ДНР указывают на добычу угля в объеме 8 млн. тонн, а в 2018 году планируют добывать 8 295,5 тысяч тонн. Только из этого следует, что в ДНР после введения внешнего управления объемы добычи угля упали на 43,4%.
Но по информации источников, близких к реальному положению вещей, реальное падение добычи значительно меньше, а добытый и неучтенный уголь реализуется по теневым схемам в Украине. Объемы добычи позволяют вывозить из региона не меньше 10-12 млн. тонн угля в год.
Казалось бы, для Курченко все складывается идеально: война войной, а наживается на всех сторонах и даже чувствует себя более комфортно, чем при Януковиче. Вот только проблема в том, что в РФ не готовы мириться с такими схемами по Донбассу и дотировать по сути прибыль Курченко-Порошенко.
Экономика Донбасса катастрофически упала после начала военного конфликта. Условный ВВП ЛДНР составляет порядка 3 млрд. долл. Это около 10% ВРП Донецкой и Луганской областей 2013 года.
По данным источников, на фоне президентских выборов и последовавших за ними кадровых перестановок в российском правительстве внимание к этой ситуации было временно ослаблено. Но уже в ближайшее время планируется проведение комплексного аудита экономики ЛДНР, планируется создание специальной межведомственной правительственной комиссии.
В ряде российских ведомств уже открыто возмущаются такой неприкрытой наглостью, которую демонстрирует Курченко и настаивают на передаче управления предприятиями Донбасса более эффективному менеджеру. Порошенко же кажется, в отличие от России, все устраивает.
О схемах оборванного транзита через «Карпатнефтехим», харьковских активах Курченко, группах «Газтрон» и «Экспогаз», бизнесе в Крыму и его новой сети АЗС в Украине, которая сейчас активно проводит ребрендинг, мы расскажем более детально в следующих публикациях.
Артем Левин, “Аргументум”